Мировая авиация



Японские

Cамолёты второй мировой войны

Главная » Японские » 2009 » Ноябрь » 7 » Mitsubishi G4M
Японские
Mitsubishi G4M
Mitsubishi G4M
Ударный бомбардировщик наземного базирования Тип 1, G4M — японский средний бомбардировщик-торпедоносец морской авиации времён Второй мировой войны. Кодовое имя союзников — «Бетти» (англ. Betty). Спроектирован фирмой «Мицубиси» в 1937—1940 годах, серийно производился в 1941—1945 годах и был одним из основных японских средних бомбардировщиков Второй мировой войны.

Mitsubishi G4M

Предыстория G4M

Ещё с начала 30-х годов Императорский флот Японии начал наращивать бомбардировочный потенциал своих воздушных сил. В 1932 году адмиралом И.Ямамото была запущена амбициозная трёхлетняя программа развития авиации, направленная на ликвидирование отставания Японии в этой области от ведущих мировых держав. Императорский флот Японии в 30-е годы пользовался небывалой самостоятельностью и, в отличие от флотов других стран, имел возможность заказывать самолёты, максимально отвечавшие нуждам морской авиации. Дальние бомбардировщики, способные также выступать в роли торпедоносцев, в то время рассматривались как возможность компенсировать отставание в строительстве флота, вызванное соблюдением Японией условий Вашингтонского морского соглашения. Это привело к появлению в Японии специфического класса самолётов, называемого «когеги-ки» — «ударный самолёт» или «ударный бомбардировщик». Основное вооружение самолётов этого класса составляли авиационные торпеды, хотя они могли также нести и традиционную бомбовую нагрузку, в противоположность традиционным бомбардировщикам, «бакугеки-ки», вооружённым только бомбами.

Первым самолётом, способным успешно выступить в такой роли, стал средний бомбардировщик G3M. Однако, его дальность полёта с нагрузкой и скоростные характеристики всё ещё не удовлетворяли военных, кроме того, его оборонительное вооружение было недостаточным. В свете стремительного развития авиации в те годы, самолёт успевал устареть ко времени поступления в войска. Поэтому уже в апреле 1936 года, вскоре после окончания работ над G3M, было принято решение о создании его замены.

G6M

Мицубиси G4M1
Назначение:бомбардировщик-торпедоносец 
Первый полёт:23 октября 1939 
Принят на вооружение:2 апреля 1941 
Снят с вооружения:1945 
Производитель:Мицубиси 
Всего построено:2435
Характеристики
Экипаж:7—8 чел
Крейсерская скорость:315 км/ч
Макс. скорость:428 км/ч
Боевой радиус:2850 км
Дальность полёта:2850 км
Практический потолок:9220 м
Размеры
Длина:19,97 м
Высота:4,90 м
Размах крыла:24,88 м
Площадь крыла:78,13 м²
Масса
Пустой:6800 кг
Снаряжённый:9500 кг
Макс. взлётная:12500 кг
Силовая установка
Двигатели:2 х «Мицубиси» Касей 11 
Тяга (мощность):2 х 1530 л.с. 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение:1 х 20-мм Тип 99-1, 4 х 7,7-мм Тип 92 
Внутренняя бомбовая нагрузка:1 торпеда Тип 91 или бомба до 1000 кг

Столь высокие харктеристики привели к неожиданному повороту в судьбе G4M. Авиации в то время требовался эскортный истребитель, способный сопровождать G3M в боевых вылетах, но лучший из доступных вариантов, A5M, не обладал достаточным для этого боевым радиусом, а появление способного справиться с такой задачей A6M «Зеро» задерживалось. Кроме того, принятие на вооружение G4M означало временное сокращение поставок бомбардировщиков в армию из-за процесса замены им G3M в производстве, что было в то время очень нежелательно. В связи с этим, руководство авиации приняло решение о переделке G4M в тяжёлый эскортный истребитель G6M.

По сравнению с G4M, на G6M был ликвидирован бомбоотсек и сокращён объём топливных баков. За счёт освобождённого веса, было значительно усилено оборонительное вооружение за счёт замены боковых пулемётов на 20-мм пушки и добавления ещё одной спаренной подфюзеляжной пушечной установки, а также добавлена защита на топливных баках. Первый G6M сошёл со сборочных линий уже в августе 1940 года. Однако, испытания показали, что нагруженный дополнительными вооружением и защитой G6M всё равно не мог поддерживать строй с бомбардировщиками после сброса теми бомбовой нагрузки. Это привело к прекращению производства G6M после выпуска всего 30 самолётов и переделке уже готовых машин в учебные (G6M1-K) и транспортные (G6M1-L) версии.

После неудачи с созданием эскортного истребителя, было наконец принято решение о запуске в производство бомбардировщика. В декабре 1940, самолёт получил официальное обозначение — «Ударный бомбардировщик наземного базирования, Тип 1» — «Ити сики рикдзё когекики». Это название часто сокращавшалось до «Рикко», применявшегося как к G4M, так и к G3M. Однако часто использовался также стандартный цифро-буквенный индекс японской морской авиации — G4M, что расшифровывалось как «Бомбардировщик наземного базирования, Модель 4, фирмы Мицубиси». После войсковых испытаний, новый самолёт был официально принят на вооружение 2 апреля 1941 года и в том же месяце началось его серийное производство на заводах «Мицубиси».

С марта 1942 года на самолёт начали устанавливать новые двигатели Мицубиси Касей 15, обладавшие лучшими высотными характеристиками. Начиная с 406-й серийной машины, выпущенной в августе того же года, их установка стала стандартной. Официальное обозначение самолёта при этом осталось неизменным, хотя в литературе порой самолёты с новыми двигателями ошибочно обозначаются как G4M1 Модель 12.

Одновременно предпринимались попытки хоть как-то улучшить защищённость G4M, изначально вовсе лишённых какого-либо бронирования. Начиная с 663-й машины, выпущенной в марте 1943 года, крыльевые топливные баки стали защищаться резиновыми протекторами толщиной 30 мм, устанавливавшимися снаружи на нижнюю поверхность крыльев. Добавочный вес протекторов и дополнительное сопротивление снизили максимальную скорость на 9 км/ч и боевой радиус на 310 км. Кроме того, хвостовая огневая точка стала оснащаться 5-мм бронелистами, чьей задачей, однако, была защита не уязвимого для огня истребителей стрелка, а боеприпасов хвостовой пушки, детонация которых причинила бы тяжёлые повреждения самолёту. Впрочем, бои показали их неспособность остановить даже 7,7-мм пули, поэтому в частях эти листы обычно снимали.

Подвергаясь другим, не столь значительным, изменениям, G4M1 производился серийно вплоть до января 1944 года. Общий выпуск самолётов этой модели составил 1170 экземпляров, не считая двух прототипов и 30 G6M1.

G4M2

Первый полёт G4M2 Модель 21 состоялся 17 декабря 1942 года, а серийное производство самолётов этой модификации началось в июле 1943 года. Основными изменениями по сравнению с G4M1 были новые двигатели Мицубиси Касей 21, развивавшие взлётную мощность в 1800 л.с, замена верхнего фюзеляжного пулемёта на 20-мм пушку во вращающейся башенке с электроприводом и замена боковых блистеров на сдвижные панели. Внесённые изменения привели к увеличению снаряжённой массы на 3 тонны, что привело к уменьшению скорости и дальности полёта, несмотря на более мощные двигатели.

В ходе производства G4M2 неоднократно подвергался изменениям. На модификации G4M2 Модель 22 Ко был введён поисковый радар Тип 3 Ку H6. Кроме того, бортовые пулемёты были заменены 20-мм пушками. Большие размеры пушек потребовали смещения боковых окон вдоль оси самолёта. На самолётах модификации G4M2 Модель 22 Оцу, 20-мм пушка Тип 99-1 в верхней огневой точке была заменена своей улучшенной версией, Тип 99-2.

Повышенный уровень вибрации от новых двигателей привёл к появлению следующей модификации, G4M2a Модель 24, отличавшейся изменёнными редукторами двигателей. Это не только помогло избавиться от вибрации, но и повысило максимальную скорость самолёта на 13 км/ч. Варианты G4M2a Модель 24 Ко и G4M2a Модель 24 Оцу были по своим отличиям аналогичны соответствующим вариантам G4M2 Модель 22. На модификации G4M2a Модель 24 Хей носовой пулемёт был заменён более мощным 13-мм Тип 2.

Самолёты модификации G4M2e Тей являлись специально оборудованными носителями для самолётов-снарядов MXY7 «Ока». Помимо приспособлений для транспортировки MXY7 под фюзеляжем, самолёты этой модификации оборудовались дополнительной защитой.

Не вышли за стадию прототипов ещё несколько вариантов G4M — G4M2b Модель 25, оснащённый двигателями Мицубиси Касей 27, построенный в единственном экземпляре; G4M2c Модель 26, оборудованный двигателями Мицубиси Касей 25 Оцу со впрыском топлива, всего два прототипа которого были закончены и G4M2d Модель 27 с двигателями Мицубиси Касей 25 Ру с турбонаддувом, существовавший в единственном экземпляре. Не считая них, в общей сложности до окончания серийного производства G4M2 в июне 1945 года было произведено 429 G4M2 Модель 22 и его вариантов и 713 G4M2 Модель 24 всех версий.

G4M3

С приближением войск Союзников территории Японии, отпала нужда в огромном боевом радиусе G4M. Это привело к появлению новой модификации G4M3A Модель 34 Ко, прототип которой впервые поднялся в воздух 1 января 1944 года. Новый самолёт был оснащён двигателями Мицубиси Касей 25, но главным его отличием стала ликвидация части топливных баков и введение протекторов на оставшихся, что значительно повысило живучесть самолёта. Вооружение было схоже с модификацией G4M2a Модель 24 Ко, но хвостовая огневая точка была кардинально модернизирована и оснащена пушкой Тип 99-2 вместо Тип 99-1. Существовали также варианты G4M3A Модель 34 Оцу и G4M3A Модель 34 Хей, аналогичные по своим отличиям соответствующим вариантам G4M2.

Серийное производство G4M3 было развёрнуто в октябре 1944 года, но начавшиеся к тому времени воздушные бомбардировки предприятий не позволили произвести его в значительных количествах. Всего 91 самолёт новой версии был выпущен до капитуляции Японии. Не был запущен в производство и созданный в единственном экземпляре G4M3A Модель 37, представлявший собой G4M3A Модель 34, оснащённый двигателями Мицубиси Касей 25 Ру с турбонаддувом.

Модификации

  • G4M1 Модель 11 — базовая версия
  • G4M2 Модель 22 — модификация с более мощными двигателями и 20-мм пушкой в башенке в верхней огневой точке
  • G4M2 Модель 22 Ко — вариант с поисковым радаром и заменой бортовых пулемётов на 20-мм пушки
  • G4M2 Модель 22 Оцу — вариант, аналогичный предыдущему, но с более мощной пушкой Тип 99-2 в верхней огневой точке
  • G4M2a Модель 24 — модификация с переработанными редукторами двигателей и лучшими скоростными характеристиками
  • G4M2a Модель 24 Ко — вариант, аналогичный Модель 22 Ко
  • G4M2a Модель 24 Оцу — вариант, аналогичный Модель 22 Оцу
  • G4M2a Модель 24 Хей — вариант с заменой носового пулемёта на 13-мм Тип 2
  • G4M2b Модель 25 — прототип с двигателями Мицубиси Касей 27
  • G4M2c Модель 26 — прототип с двигателями Мицубиси Касей 25 Оцу
  • G4M2d Модель 27 — прототип с двигателями Мицубиси Касей 25 Ру
  • G4M2e Модель 24 Тей — вариант для транспортировки самолётов-снарядов MXY7 «Ока»
  • G4M3 Модель 34 — модификация с усиленной защитой и сокращённой дальностью полёта
  • G4M3a Модель 34 Оцу — вариант, аналогичный Модель 22 Оцу
  • G4M3a Модель 34 Хей — вариант, аналогичный Модель 24 Хей
  • G4M3 Модель 37 — прототип с двигателями Мицубиси Касей 25 Ру

Вооружение Mitsubishi G4M

Торпедное и бомбовое вооружение

Размеры бомбоотсека G4M и его вместимость определялись прежде всего размерами и весом авиационной торпеды Тип 91, весившей 1055 кг. Оборудование самолёта обеспечивало подачу к ней электричества и сжатого воздуха, необходимых для подготовки торпеды к запуску. Кроме того, вместо неё могло размещаться до 1000 кг бомбовой нагрузки. Стандартными её вариантами были: 1 × 800-кг бомба, 1 × 500-кг бомба, 4 × 250-кг бомбы или 12 × 60-кг бомб. На практике, однако, при боевых вылетах могли загружаться самые разнообразные комбинации[11]. При загрузке 60-кг бомб, они подвешивались горизонтально на двух балках. При загрузке 250-кг, 500-кг, 800-кг бомб или торпеды, они подвешивались горизонтально в нижней части фюзеляжа, причём створки бомболюка в этом случае частично снимались.

На самолётах модификации G4M2e Модель 24 Тей бомбоотсек использовался для транспортировки самолётов-снарядов камикадзе MXY-7 Ohka. Створки бомболюка при этом полностью снимались, а MXY-7 перевозился снаружи, внутри фюзеляжа G4M находился только фонарь самолёта-снаряда.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение G4M варьировалось в зависимости от модификации, постепенно усиливаясь в ходе производства. Если на первых серийных самолётах оно состояло из одной 20-мм пушки Тип 99-1 и четырёх 7,7-мм пулемётов Тип 92, то на последних моделях вооружение самолёта составляли четыре 20-мм пушки и один 13-мм пулемёт Тип 2. Огневые точки на G4M были расположены: в носу самолёта; в верхней части фюзеляжа; по бокам фюзеляжа и в его хвостовой оконечности.

В носу самолёта располагалась установка 7,7-мм пулемёта Тип 92, имевшего боекомплект, по разным данным, в шесть или семь дисковых магазинов по 97 патронов. Пулемёт был размещён в шаровом креплении, углы его обстрела составляли ±37,5° в горизонтальной плоскости и ±30° в вертикальной. Помимо этого, углы обстрела увеличивались путём вращения носового конуса, вначале вручную, а начиная с модификации G4M2, при помощи электромоторов. Кроме того, на той же модификации по бортам кабины навигатора добавились стрелковые точки ещё для двух пулемётов. На случай выхода пулемёта из строя, в кабине мог перевозиться запасной. На самолётах модификаций G4M2Ac и G4M3, это малоэффективное оружие было заменёно на 13-мм пулемёт Тип 2.

На G4M1 в верхней стрелковой точке, в блистере, был размещён 7,7-мм пулемёт Тип 92, имевший ограниченные углы обстрела — ±35° в горизонтальной плоскости и 70° в вертикальной. Боезапас пулемёта составлял семь магазинов по 97 патронов. Начиная с модификации G4M2, эта установка была заменена башенкой с электроприводом, имевшей круговой обстрел, в которой размещалась 20-мм пушка Тип 99-1. Боезапас пушки составляли 12 барабанных магазинов по 45 патронов. Начиная с модификации G4M2b, это орудие было заменено пушкой Тип 99-2, имевшей лучшие характеристики.

В блистерах по бокам фюзеляжа, ближе к корме, размещались установки двух 7,7-мм пулемётов Тип 92, по конструкции аналогичные верхней огневой точке. Углы их обстрела составляли ±45° в горизонтальной плоскости и ±60° в вертикальной. Боекомплект каждого пулемёта составлял шесть магазинов по 97 патронов. Рядом с ними на потолке фюзеляжа крепился дополнительный, запасной, пулемёт. Начиная с модификации G4M2, блистеры были заменены сдвижными панелями, не выступавшими за контуры корпуса. А начиная с варианта G4M2a, пулемёты были заменены 20-мм пушками Тип 99-1.

В хвостовой огневой точке была расположена 20-мм пушка Тип 99-1. Её наводимая вручную установка позволяла качание ствола только в вертикальной плоскости, в пределах ±35°. Наведение по горизонтали же осуществлялось поворотом всего хвостового обтекателя. Боезапас пушки составляли 8 барабанных магазинов по 45 патронов в каждом. На самолётах модификации G4M3 она была заменена своим улучшенным вариантом, пушкой Тип 99-2.

Материалы по теме "Японские":

Категория: Японские | Просмотров: 1216 | Теги: японские | Рейтинг: 5.0/1