Патрульный самолёт наземного базирования, Кюсю Q1W, «Токай» — японский патрульный бомбардировщик морской авиации, периода Второй мировой войны. Кодовое имя союзников — «Лорна» (англ. Lorna). Создан фирмой «Кюсю» в 1942—1943 годах по заказу флота, как специализированный самолёт для борьбы с подводными лодками.
Kyushu Q1W Tokai Всего за время серийного производства с весны 1944 по август 1945 года, было произведено 153 Q1W в нескольких вариантах. Они активно использовались в последние годы войны для защиты морских коммуникаций Японии, однако эффективность действий медлительных и слабо вооружённых Q1W в условиях превосходства в воздухе США была невысока.
Противолодочная оборона была слабым местом японского флота в течение всей войны на Тихом океане. Потери среди транспортных судов были катастрофическими. Дело дошло до того, что японский флот был направлен в Сингапур, где был вынужден использовать сырую нефть, так как не было никакой возможности отправить ее на переработку в Японию. Впрочем командование японского флота не дремало - еще в 1942 г, когда угроза только просматривалась, а "морские дьяволы" - американские подводники еще действовали "тупым ножом" - торпедами с негодными взрывателями, флот выдал "Ватанабе" задание 17-Си на специализированный трехместный палубный самолет. Требовалась возможность бомбометания с пикирования и безопасное использование самолета над просторами океана. Причем самолет требовался быстро.
Инженером Hодзири по этому заданию был спроектирован двухмоторный самолет, с хорошим обзором вперед за счет широкой кабины и остекленной носовой части. Весь экипаж был сосредоточен в носу по образцу немецких бомбардировщиков, что обеспечило хорошее взаимодействие его членов. Для упрощения производства кромки крыла самолета были выполнены прямыми. Hа самолете стояли два 9-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения Хитачи СК2С "Амаказе"- 31 мощностью 610 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого шага. Самолет должен был получить компактную радиолокационную станцию, но ее неготовность заставила поставить довольно примитивный и громоздкий локатор "тип 3" и магнитометр в задней части фюзеляжа. Обычно самолет вооружался одним 7,7-мм пулеметом и двумя 250-кг глубинными бомбами, но иногда в носовой части ставились одна-две 20-мм пушки "тип 99".
Первый опытный самолет Q1W1 полетел в сентябре 1943 г. Он отличался хорошей управляемостью и отвечал всем требованиям задания. Самолет был запущен в серийное производство весной 1944 г под обозначением "морской патрульный самолет "Токай" (Восточное море) модель II". Hо до конца войны было выпущено только 153 Q1W1, которые не достигли каких-либо успехов в борьбе с подводными лодками. К тому же из-за низкой скорости и слабого оборонительного вооружения он легко становился жертвой авиации союзников.
В небольшом числе был также выпущен вариант "Токай" - Q1W2 с деревянной хвостовой частью. Был выпущен и один цельнодеревянный Q1W1-К "Токай Рен" (Восточное море, учебный) - его планировали использовать для подготовки радиооператоров.
Модификации Kyushu Q1W Tokai - Q1W — прототип
Q1W1, Модель 11 — основная серийная модификация Q1W2, Модель 21 — модификация с деревянной обшивкой хвостовой части Q1W1-K, «Токай-Рен» — вариант учебно-тренировочного самолёта с полностью деревянной обшивкой, рассчитанного на четырёх членов экипажа. Построен лишь один прототип.
Технические характеристики Kyushu Q1W Tokai - Экипаж: 3 человека
- Длина: 12,09 м
- Размах крыла: 16,00 м
- Высота: 4,12 м
- Площадь крыла: 38,21 м²
- Масса пустого: 3 102 кг
- Масса снаряжённого: 4 800 кг
- Максимальная взлётная масса: 5 318 кг
- Двигатели: 2 × радиальных 9-цилиндровых «Хитачи» GK2C Амакадзе 31
- Мощность: 2× 455 кВт (610 л.с.)
Лётные характеристики - Максимальная скорость: 322 км/ч
- Крейсерская скорость: 242 км/ч
- Практическая дальность: 1 340 км
- Практический потолок: 4 490 м
- Скороподъёмность: 3,82 м/с
- Время набора высоты: 2 000 м за 8 мин. 44 с.
- Нагрузка на крыло: 126 кг/м²
- Тяговооружённость: 190 Вт/кг
Вооружение - Пулемётно-пушечное:
- 1 × 7,7-мм Тип 92 в хвостовой части кабины
- Возможна установка 1—2 × 20-мм Тип 99 в носовой части кабины
- Бомбовая нагрузка: 2 × 250-кг бомбы на внешней подвеске
|