Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Конструкция самолёта - самолет конструкция

Конструкция самолёта представляет собой планер, состоящий из фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения, оснащённый двигателем и шасси. Современный самолёты оснащаются также авионикой.

Конструкция самолёта | самолет конструкция

Планер

Планер самолёта включает фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, шасси и двигательную установку. Этот набор элементов характерен для классической компоновки. Некоторые элементы могут отсутствовать в других.

Компоновочные схемы

На сегодняшний день различают следующие компоновочные схемы самолётов:

  • классическая компоновка
  • «утка»
  • «летающее крыло»

Фюзеляж

Различные типы фюзеляжей

Различные типы фюзеляжей

Фюзеляж является «телом» самолёта. В нём располагаются кабина экипажа, топливные баки, системы управления и контроля, пассажирские места (в пассажирских самолётах), оружие (в боевых самолётах) и так далее. Фюзеляж состоит из продольных балок, шпангоутов и металлических (как правило, алюминиевых) листов.

Пассажирские самолёты разделяют на узкофюзеляжные и широкофюзеляжные. У первых диаметр поперечного сечения фюзеляжа составляет в среднем 2-3 метра. Диаметр широкого фюзеляжа – не менее шести метров. Все широкофюзеляжные самолёты – двухпалубные: на верхней палубе располагаются пассажирские места, на нижней – багажное отделение. Существуют самолёты с двумя пассажирскими палубами (А 380, Боинг 747).

Крылья

Ил-76

Ил-76, высокоплан с Т-образным оперением

Крылья являются ключевой частью в конструкции самолёта, они генерируют подъёмную силу: профиль крыла устроен таким образом, что консоль разделяет набегающий на самолёт поток воздуха. Над верхней кромкой крыла образуется область низкого давления, одновременно под нижней – область высокого давления, крыло «выталкивается» наверх, и самолёт поднимается.

Крылья чаще всего крепятся к фюзеляжу через центроплан, расположенный в нижней части фюзеляжа (у низкопланов, Ил-96) или в верхней (у высокопланов, Ил-76). Крепление крыльев непосредственно к центральной части фюзеляжа без центроплана характерно для боевых самолётов (Ту-22М).

На крыле установлено множество отклоняющихся меньших консолей (механизация): закрылки, предкрылки, спойлеры, элероны и другие. Они позволяют регулировать перемещение самолёта в трёх плоскостях, путевую скорость и некоторые другие параметры полёта. Часто на крыльях устанавливаются вертикальные законцовки, которые уменьшают завихрения воздуха на кончиках крыла, снижая уровень вибрации, и, как следствие, экономя топливо. Внутри крыльев, как правило, установлены топливные баки.

Аэродинамические свойства крыла определяются его размахом, площадью, а также углом стреловидности. Существуют самолёты с изменяемой стреловидностью крыла.

Оперение

Оперение устанавливается в хвостовой части фюзеляжа. Хвостовое оперение в большинстве случаев представляет собой вертикально расположенный киль и стабилизаторы, близкие по конструкции к крыльям. Киль регулирует устойчивость самолёта по оси движения, а стабилизаторы – тангаж.

Оперение чаще всего бывает вертикальным (Ил-86) или Т-образным (Ту-154). Реже имеются два киля на обоих кончиках цельного стабилизатора (Ан-225). На некоторых боевых самолётах дополнительное оперение устанавливается в носовой части фюзеляжа (.).

Силовая установка

Самолёт приводится в движение двигателем-движителем. Для современных самолётов характерны турбореактивные или турбовинтовые двигатели. На ранних устанавливались поршневые.

Двигатель либо крепится к крылу или фюзеляжу с помощью пилона (в этом случае он помещается в защищённую гондолу), через который к нему подходят топливные трубки и различные приводы, либо встраивается непосредственно в фюзеляж. Компоновка может сильно различаться: на самолёте может быть всего один двигатель (F-16), два (Ту-204), три (Ту-154), четыре (Ил-96), шесть (Ан-225), восемь (B-52).

Шасси

С помощью шасси самолёт осуществляет взлёт и посадку, руление, стоянку. Шасси представляет собой демпферную стойку, к которой крепится колёсная тележка (у гидропланов – поплавок). В зависимости от массы самолёта различается конфигурация шасси. Наиболее часто встречающиеся: одна носовая стойка и две основных (Ту-154, А320), одна носовая и три основных (Ил-96), одна носовая и четыре основных (Боинг 747), две носовых и две основных (B-52). Для ранних самолётов было характерно устанавливать две основных стойки и небольшое вращающееся колесо непосредственно под килем без стойки (Ли-2). Также уникальную схему шасси имеет (Ил-62): одна носовая стойка, две основных и выдвигающаяся штанга с одной колёсной парой в самом хвосте для устойчивости при разгрузке-погрузке. На самых первых самолётах стоек не было вообще, а колеса крепились на обыкновенную ось.

Колёсные тележки могут иметь различное количество колёсных пар: от одной (А320) до семи (Ан-225).

Управление поворотом самолёта на земле может осуществляться через привод к носовой стойке шасси или дифференциацией режима работы двигателей (у самолётов с более чем одним двигателем). В полёте шасси убираются в специальные отсеки для уменьшения аэродинамического сопротивления.

самолет конструкция