Мировая авиация



Японские

Cамолёты второй мировой войны

Главная » Японские » 2009 » Ноябрь » 7 » Mitsubishi G3M
Японские
Mitsubishi G3M
Mitsubishi G3M
G3M — средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Разработан под руководством Суе Хоне. Первый полет прототипа состоялся в июле 1935 года. Принят на вооружение в июне 1936 года.

Mitsubishi G3M

Кодовое имя союзников — «Нэлл» («Nell»).

"Мицубиси Юкоге Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1935 году. Возглавив в 1933 году технический отдел Кайгун Коку Хомбу, Koнтp-адмирал Исороку Ямамото сумел убедить командование в необходимости создать в дополнение к палубной авиации дальнюю авиацию берегового базирования, призванную компенсировать британское и американское превосходство на море. В результате фирма "Мицубиси" получила задание разработать в соответствии с требованиями 8-Си двухмоторный разведчик дальнего радиуса действия, на базе которого можно было бы в дальнейшем создать бомбардировщик-торпедоносец.

Самолет, получивший фирменное обозначение Ка-9 и войсковое G1М1, поднялся в воздух в апреле 1934 года. Он был оснащен двумя двигателями жидкостного охлаждения Хиро, Тип 91 Модель 22 мощностью 750 л.с., и отличался чистотой аэродинамических форм. Самолет обладал хорошей управляемостью и маневренностью, а дальность полета достигала 4400 км.

Результаты испытаний выглядели многообещающе, и несмотря на то, что спроектированный как разведывательный самолет, С1М1 не мог достаточно эффективно выполнять задачи бомбардировщика-торпедоносца, машина могла быть использована для дальнейшего развития На основании полученного в ходе испытаний (ИMl опыта Кайгуи Коку Хомбу разработал конструктивные требования 9-Си на двухмоторный бомбардировщик. Характеристики новою самолета задавались на уровне (G1М1, а вооружение было усилено до трех 7,7-мм пулеметов на подвижных установках. Груз бомб массой 800 кг или торпеда должны были размещаться под фюзеляжем на внешней подвеске, поэтому бомбовый отсек не предусматривался.

Спецификация 9-Си была передана фирме "Мицубиси", где задача создания нового бомбардировщика, который получил фирменное обозначение Ка-15, была поручена конструкторскому коллективу под руководством Киро Хоне - автора проекта Ка-9. Ему помогали Томио Кубо и Нобуинко Хисабаке.

Конструкция новой машины была разработана на базе Ка-9. У прототипа, у которого позаимствовали крыло и разнесенное хвостовое оперение, площадь которого немного увеличили - для повышения устойчивости самолета в момент сброса бомб. Фюзеляж спроектировали заново. По сравнению с предшественником Ка-15 стал больше и получил три выдвижные стрелковые башни - две верхние и одну нижнюю.

В каждой из них установили по одному 7,7-мм пулемету Тип 92. Для улучшения аэродинамики верхняя поверхность крыла была обшита гладким листовым металлом - вместо гофрированного на Ка-9. Кроме того, была упрощена и усилена конструкция шасси Первый прототип Ка-15, оснащенный двумя двигателями жидкостного охлаждения Хиро, Тип 91 Модель 1 мощностью 750 л.с, был закончен в июне 1935 года. В июле он впервые поднялся в воздух. Особенно обрадовал разработчиков тот факт, что G5M1 по своим характеристикам превзошел большинство существовавших в мире на тот момент самолетов такого же класса.

В течение следующего года на фирме "Мицубиси" было построено двадцать дополнительных опытных образцов, которые использовались для проверки различных конструктивных решений и двигателей Так. второй, пятый и шестой опытные самолеты, как и прототип, были оснащены двигателями Хиро (впоследствии они получили обозначение G3M1a Модель 11А). остальные - 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей различных моделей. На четвертый и одиннадцатый установили моторы Кинсей 3 (910 л.с.) с металлическими трехлопастными винтами изменяемого шага, на оставшиеся - 830-сильные Кинсей 2, с деревянными четырехлопастными винтами фиксированного шага. Первые шесть G3M1 отличались неостеклснной носовой частью с иллюминатором для бомбоприцела под кабиной, не выступающей из обводов фюзеляжа, последующие - остекленной носовой частью с рабочим местом штурмана-бомбардира и кабиной с выступающим фонарем. Позднее машины с остекленной носовой частью фюзеляжа получили обозначение G3M1c Модель 11С, с неостекленной - G3M1b.

Опытные самолеты прошли интенсивные испытания в частях морской авиации. Отзывы о них были благоприятные, и Кайгон Коку Хомбу принял решение направить машину в серийное производство под обозначением "Базовый бомбардировщик-торпедоносец флота Тип 91 Модель II" (G3M1 Модель 11). При изготовлении серийных самолетов за основу был принят четвертый опытный образец с двигателями Кинсей 3, неостеклснной носовой частью и модифицированным фонарем кабины пилотов.

Модификации Mitsubishi G3M.

Бомбардировщик G3M имел следующие модификации:

  • G3M1 Модель 11 - первая серийная модификация, выпускавшаяся в 1936-1937 годах. Было построено 34 экземпляра. Самолеты развивали максимальную скорость 348 км/ч.
  • G3M2 Модель 21 - первая по-настоящему массовая модификация, в период с 1937 по 1939 год изготовлено 343 экземпляра. Машины этого варианта оснащались двигателями Мицубиси Кинсей 41 или 42 мощностью 1075 л.с., благодаря которым максимальная скорость выросла до 376 км/ч. Кроме того, самолеты отличались от предшественников увеличенным с 3805 до 3874 л запасом топлива и более обтекаемой формой надфюзеляжных стрелковых башен. После вывода из частей первой линии некоторое количество машин этой модификации было переоборудовано в учебно-тренировочные и разведывательные, им присвоили обозначения G3M2-K и G3M2-KAI соответственно.
  • G3M2 Модель 22 - модификация, разработанная с учетом опыта боевых действий в Китае. Выпускалась на заводе фирмы "Мицубиси" (с 1939 по 1941 год - произведено 238 машин), а затем на заводе фирмы "Накадзима" (с 1941 по 1942 год). На самолеты этой модификации устанавливались обладавшие лучшими высотными характеристиками двигатели Кинсей 45 той же мощности (1075 л.с.). Вооружение было усилено и состояло из 20-мм пушки Tип 99 Модель 1, которая размещалась в неубираемой надфюэеляжной башне удлиненной формы, и трех 7,7-мм пулеметов Tип 92 (один в передней верхней выдвижной башне и два в выпуклых боковых блистерах за задней кромкой крыла). На самолетах поздних выпусков монтировался дополнительный четвертый пулемет, огонь из которого можно было вести из боковых окон кабины штурмана. Остальные изменения касались в основном вспомогательного оборудования и на характеристиках машины не отразились. Некоторое количество бомбардировщиков G3M2 Модель 22 было переоборудовано в своего рода "огневые точки", предназначенные для сопровождения обычных G3M. Они не несли бомбовой нагрузки, зато имели усиленное за счeт установки четырех дополнительных 7,7-мм пулеметов стрелковое вооружение.
  • G3M3 Модель 23 - последняя серийная модификация, выпускавшаяся на заводе "Накадзима" с июня 1942 по февраль 1943 года. Самолеты этого варианта имели самую высокую среди машин серии G3M максимальную скорость (416 км/ч) и наибольшую дальность полета (4680 км, с дополнительными баками - 6230 км). Такие показатели были достигнуты за счет установки 1300-сильных двигателей Мицубиси Кинсей 51 и увеличения объема топливных баков (с 3874 до 5182 л). Примерно двадцать машин было переделано в патрульные самолеты G3M3-Q. Они были оснащены магнитным детектором и добились немалых успехов в борьбе с подводными лодками противника, записав на свой счет 20 потопленных субмарин. На базе бомбардировщиков G3M специалистамн 1-го авиационного арсенала в Йокогаме был разработан транспортный вариант L2Y.

Боевое крещение бомбардировщиков G3M состоялось в 1937 году во время японско-китайского конфликта. Они наносили бомбовые удары по "объектам в глубине территориипротивника. В середине июля 1937 года соединение G3M осуществило первую в истории военной авиации трансокеанскую бомбардировочную операцию, нанеся удар по Ханьгоу и Кванчжоу и преодолев при этом около 2000 км над водой. Хотя бомбардировщики и достигли немалых успехов, они несли большие потери из-за установки непротектированных топливных баков и слабого оборонительного вооружения. Участием в боевых действиях область применения G3M не ограничивалась. Переделанные в пассажирские самолеты бомбардировщики несли гражданскую службу на авиалиниях компании "Великая Япония" и использовались для совершения рекордных перелетов. Наиболее известным стал кругосветный перелет 328-го серийного самолета G3M2 Модель 21, состоявшийся в августе-сентябре 1939 года. За 194 летных часа он преодолел 52860 км, что стало еще одним подтверждением высоких качеств японского бомбардировщика.

В то время, когда японские гражданские самолеты совершали полеты доброй воли, военные G3M летали над чужими территориями без рекламы и огласки. В апреле-июне 1941 года разведывательные самолеты этого типа, действуя с островов Формоза, Трук и Тиниан, вели фотосъемку объектов союзников на Филиппинах. Новой Британии и острове fym. Вскоре G3M проявили себя и как бомбардировщики. В декабре 1941 года, в течение менее чем 14 часов с момента начала войны на Тихом океане, их ударам подверглись Гавайи, Таиланд, Филиппины, ГyaМ, Гонг-конг и остров Уэйк. А 10 декабря G3M2 одержали свою самую яркую победу. Соединение из двадцати шести бомбардировщиков G4M1 и шестидесяти G3M2 потопило британские линкоры "Рипалз" и "Ирине оф Узле", которые под командованием вице-адмирала сэра Тома Филиппса вышли из Сингапура для удара по захваченным японцами в Восточной Малайе плацдармам. Один сбитый G3M2 и два G4M1 были небольшой ценой за доказательство правильности выбранного пути в развитии авиации берегового базирования. Эта атака японских бомбардировщиков произвела даже большее впечатление, чем налет на Перл-Харбор, ведь впервые в истории мощнейшие корабли были потоплены авиацией в открытом море, а не в гавани, застигнутые врасплох.

Однако постепенно бомбардировщики G3M стали сдавать свои позиции. Их уязвимость в схватках с грозным противником стала причиной очень высоких потерь, и вскоре все уцелевшие самолеты этого типа были выведены из первой линии, где их заменили более современные бомбардировщики Мицубиси G4M, в учебные, транспортные, связные и патрульные подразделения. Американцы присвоили G3M - безусловно очень удачному на момент своего создания бомбардировщику - кодовое обозначение "Нэлл". Всего до 1943 года было построено 1048 самолетов этого типа.

Технические характеристики Mitsubishi G3M

  • Экипаж: 5 человек
  • Длина: 16,5 м
  • Размах крыла: 25,0 м
  • Высота: 3,7 м
  • Площадь крыла: 75,1 м²
  • Масса пустого: 5 250 кг
  • Нормальная взлётная масса: 8 000 кг
  • Силовая установка: 2 × радиальный Mitsubishi Kinsei 51
  • Мощность двигателей: 2 × 1 300 л.с. (2 × 956 кВт)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 415 км/ч
  • Крейсерская скорость: 295 км/ч
  • Практическая дальность: 6 200 км
  • Практический потолок: 10 300 м
  • Скороподъёмность: 9 м/с
  • Нагрузка на крыло: 107 кг/м² (расч.)
  • Тяговооружённость: 239 Вт/кг (расч.)

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: ** 1 × 20 мм пушка Тип 99 (в задней верхнефюзеляжной точке)
    • 4 × 7,7 мм пулемёта Тип 92 (в верхней убираемой, боковых фюзеляжных и носовой точках)
  • Боевая нагрузка: 800 кг бомб или
    • 1 × 800 кг торпеда

Материалы по теме "Японские":

Категория: Японские | Просмотров: 1120 | Теги: японские | Рейтинг: 5.0/1