Мировая авиация



Японские

Cамолёты второй мировой войны

Главная » Японские » 2010 » Февраль » 27 » Aichi D3A
Японские
Aichi D3A
Aichi D3A
Тип 99, D3A — японский палубный пикирующий бомбардировщик врёмён Второй мировой войны, созданный фирмой «Айти». Кодовое имя союзников — «Вэл» («Val»). Серийно производился с 1940 по 1943 год и был основным палубным бомбардировщиком Японии в первой половине Второй мировой.

Aichi D3A

История создания Aichi D3A

История D3A началась в 1936 году, когда Верховным командованием морской авиации было выдано техническое задание на новый палубный пикирующий бомбардировщик, цельнометаллический моноплан, призванный заменить устаревший бомбардировщик-биплан D1A. В традиционном для японской авиационной промышленности конкурсе приняли участие фирмы «Айти», «Накадзима» и «Мицубиси». К весне 1937 года фирмы «Айти» и «Накадзима» представили свои проекты и приступили к сборке прототипов, в то время как «Мицубиси» вышла из конкурса, предпочтя сосредоточить силы на других своих проектах.

«Айти», долгие годы сотрудничавшая с фирмой «Хейнкель», и в этот раз создавала свой проект под влиянием германского самолёта He-70, от которого будущий D3A унаследовал конструкцию крыльев и их эллиптическую форму. С целью максимально облегчить самолёт, конструкторы отказались от складывающихся крыльев (складывались лишь самые их кончики) и убирающегося шасси. Первый прототип имевшего заводское обозначение AM-17 самолёта был готов в декабре 1937 года и в следующем месяце совершил свой первый полёт. Первые же испытания выявили низкую тяговооружённость оснащённого мотором мощностью 730 л.с. прототипа, плохую управляемость и ненадёжную работу аэродинамических тормозов. Несмотря на это, AM-17 признали удачным в целом самолётом и начали его доводку. Самолёт оснастили двигателем Мицубиси Кинсей 3 мощностью 840 л.с, увеличили площадь крыльев и киля и изменили форму фонаря, улучшив обзор с места пилота. Весной 1939 года D3A принял участие в сравнительных испытаниях с конкуровавшим прототипом D3N фирмы «Накадзима» и по их результатам был принят на вооружение под обозначением «Палубный пикирующий морской бомбардировщик Тип 99».

Производство Aichi D3A

Серийное производство модификации D3A1 Модель 11 на заводах «Айти» началось в 1940 году. Уже после выпуска первых предсерийных машин, самолёт стали оснащать более мощными двигателями — Мицубиси Кинсей 43 мощностью 1000 л.с. и Мицубиси Кинсей 44 мощностью 1070 л.с. Кроме этого, была увеличена площадь киля для улучшения продольной устойчивости машины и был произведён ряд менее значительных доработок. Выпуск D3A1 продолжался до августа 1942 и составил 470 машин[1].

Несмотря на все усовершенствования, D3A1 по-прежнему обладал множеством недостатков, устранить которые можно было только коренной модификацией самолёта, работа над которой началась сразу после запуска первой модификации в производство. К июню 1942 года был готов D3A2 Модель 12, оснащённый двигателем Мицубиси Кинсей 54 мощностью 1300 л.с, но одной только установкой более мощного мотора все проблемы D3A не решались. В результате, фирмой был представлен значительно доработанный вариант D3A2 Модель 22, отличавшийся установкой дополнительных топливных баков и облегчением машины, достигнутым отказом от бронезащиты и самогерметизирующихся топливных баков. Всё это позволило поднять максимальную скорость машины на 40 км/ч, но более мощный двигатель сократил дальность полёта более чем на 100 км.

Выпуск новой модификации был начат фирмами «Айти» и «Сёва Хикоки Когё КК» в августе 1942 года и составил 1016 машин, из которых 815 было произведено «Айти», а оставшиеся 215 — фирмой «Сёва Хикоки Когё КК».

Описание конструкции Aichi D3A

D3A был одномоторным цельнометаллическим свободнонесущим монопланом с нижним расположением крыла. Экипаж самолёта состоял из двух человек — пилота-бомбардира и стрелка-радиста, расположенных спиной друг к другу в удлинённой кабине.

Фюзеляж Aichi D3A

Фюзеляж самолёта цельнометаллический, полумонококовой конструкции. Поперечное сечение фюзеляжа овальное.

Крылья и оперение Aichi D3A

Цельнометаллические двухлонжероные крылья самолёта собирались из трёх частей — прямоугольного центроплана и скруглённых консолей, придававших крылу эллиптическую форму. Оперение — классической схемы. Обшивка рулей и элеронов была матерчатой. Хотя самолёт был палубным, складывались только законцовки крыла, поскольку складывающиеся консоли крыла потребовали бы тяжёлого механического привода. Для бомбометания с пикирования самолёт оснащался складывавшимися аэродинамическими тормозами, крепившимися в районе переднего лонжерона крыла.

Шасси Aichi D3A

Шасси самолёта было неубирающимся, трёхстоечным, с хвостовым колесом. Колёса основных стоек были закрыты аэродинамическими обтекателями.

Силовая установка Aichi D3A

Серийные D3A оборудовались 14-цилиндровыми двухрядными радиальными двигателями воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей, на модификации D3A1 моделей 43 и 44 мощностью 1000 и 1070 л.с. соответственно, на модификации D3A2 модели 54 мощностью 1300 л.с. Винт самолёта — трёхлопастной, металлический, с изменяемым в полёте шагом.

Вооружение и оборудование Aichi D3A

Бомбовая нагрузка D3A была сравнительно невелика и состояла из одной 250-килограммовой бомбы, подвешиваемой под фюзеляжем или двух подвешиваемых под крыльями бомб массой 60 кг. Бомбометание осуществлялось из отвесного пикирования.

Помимо бомб, наступательное вооружение самолёта составляли два 7,7-мм пулемёта Тип 97, расположенных под капотом над двигателем. Оборонительное вооружение самолёта состояло из 7,7-мм пулемёта Тип 92, расположенного на турели в задней части кабины и управлявшегося стрелком-радистом.

Модификации Aichi D3A

  • D3A1 Модель 11 — базовый вариант, оснащённый двигателями Мицубиси Кинсей 43 и 44 мощностью 1000 и 1070 л.с.
  • D3A2 Модель 12 — вариант с двигателем Мицубиси Кинсей 54 мощностью 1300 л.с.
  • D3A2 Модель 22 — доработанный вариант с увеличенной ёмкостью топливных баков и удалённой бронезащитой.
  • D3A2-K Модель 12 — учебный вариант с двойным комплектом органов управления, переделывавшийся из снимавшихся с вооружения D3A1.

Боевое применение Aichi D3A

D3A разделил участь многих японских военных самолётов того времени — яркие успехи первого военного года, стремительное устаревание и тяжёлые потери второй половины войны. Довольно современный к моменту принятия на вооружение, уже к 1942 году самолёт устарел даже несмотря на предпринятую модернизацию.

1940—1942 год

Первые 6 предсерийных D3A были направлены для войсковых испытаний на борт авианосцев «Кага» и «Акаги» в августе 1940 года, а вскоре ещё около двух десятков машин было направлено в Китай и французский Индокитай. Новый самолёт получил высокую оценку лётчиков, его высокие маневренность и скорость позволяли на равных вести бой с устаревшими китайскими истребителями.

К сентябрю 1941 все D3A были переведены Японию в преддверии грядущей войны на Тихом океане. По состоянию на 7 декабря 1941 в частях насчитывался 141 D3A, большая часть которых была собрана в 1-м воздушном флоте. Самолёты первоначально размещались на авианосцах «Акаги» (45 машин), «Сорю» (36 машин) и «Сёкаку» (54 машины).

В нападении на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года основную ударную силу составляли D3A, наряду с торпедоносцами B5N. В первом эшелоне вылетел 51 D3A — 26 с борта «Сёкаку» и 25 с борта «Дзуйкаку». Большая часть D3A первого эшелона атаковала стоявшие на земле американские истребители, вызвав значительные потери среди скученно стоявших машин. Остальные D3A поразили бомбами линкоры «Невада», «Тенесси», «Мэрилэнд», «Оклахома» и «Западная Вирджиния». При этом, в первом эшелоне потерян был лишь один D3A. Во втором эшелоне летели 78 D3A, основной задачей которых являлась атака кораблей, но к этому времени американцы успели хотя бы отчасти организовать ПВО и результативность второй волны атакующих оказалась гораздо ниже, а потери — напротив, выше. Всего в этом бою японцы потеряли 22 D3A.

Следующей крупной их операцией стала атака 19 февраля 1942 года Дарвина на севере Австралии 1-м и 2-м дивизионами авианосцев, в которой приняли участие 71 D3A. Благодаря господству в воздухе прикрывавших бомбардировщики истребителей A6M «Зеро», японцы имели возможность спокойно провести бомбардировку и сумели полностью разрушить инфраструктуру порта, на несколько месяцев выведя его из строя, а также потопить несколько стоявших на рейде кораблей.

В апреле 1942 D3A в составе 1-го 2-го и 5-го авианосных дивизионов приняли участие в атаке британских авиационных и морских баз на Шри-Ланке, целью которой являлось уничтожение английского Восточного флота. Первая бомбардировка порта Коломбо 5 апреля, в которой приняли участие 38 D3A, благодаря сохранявшемуся господству японской авиации в воздухе вновь прошла успешно, хотя основные силы британской эскадры успели накануне покинуть порт. В то же время, резервный отряд, состоявший из 51 D3A вылетел на перехват обнаруженных разведчиками двух британских кораблей. В этой атаке D3A вновь продемонстрировали исключительную точность бомбометания — корабли, крейсер «Корнуэлл» и крейсер «Дорсетшир» получили, соответственно, по 15 и 14 прямых попаданий 250-килограммовых бомб и затонули. Позднее, 9 апреля, D3A удалось потопить британский авианосец «Гермес» и несколько других судов.

1942—1945 год

В развернувшемся 7—8 мая 1942 года бою в Коралловом море принимали участие D3A из состава 5-й авианосной группы. На этот раз их успехи оказались более скромными, несмотря на потопление американского авианосца «Ленксингтон» и повреждение авианосца «Йорктаун», японцы также понесли значительные потери, так и не сумев одержать явной победы в том сражении.

72 D3A с авианосцев «Кага», «Акаги», «Сорю» и «Хирю» приняли участие в ставшем поворотной точкой в войне на Тихом океане сражении у атолла Мидуэй 3 июня 1942 года. После малорезультативного утреннего налёта на атолл, большая часть их была вместе с авианосцами «Кага», «Акаги» и «Сорю» уничтожена налётом американских пикировщиков «Даунтлесс», лишь 18 D3A, находившихся на борту «Хирю», сумели подняться в воздух для атаки вражеского флота. Из-за малочисленности истребительного прикрытия, 11 из них были ещё на пути к цели сбиты американскими истребителями, но оставшиеся атаковали отремонтированный и вновь вступивший в строй авианосец «Йорктаун». Потеряв ещё три машины от огня зенитной артиллерии авианосца, японцы сумели добиться трёх прямых попаданий 250-кг бомб. «Йорктаун» получил тяжёлые повреждения, но остался на плаву, однако уже вскоре был добит торпедоносцами B5N с того же «Хирю» и затонул.
D3A с борта авианосца «Сёкаку», возвращающиеся с бомбардировки «Энтерпрайза» 25 августа 1942.

Следующим крупным сражением, в котором приняли участие D3A, стала битва за Гуадалканал, в которой приняли участие 54 самолёта этого типа с авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку» 1-го дивизиона. В первом сражении, 23 августа 1942 года, D3A удалось тремя попаданиями тяжело повредить авианосец «Энтерпрайз», хотя он и остался на плаву. В бою у острова Санта-Круз 26 октября D3A совместно с B5N удалось тяжело повредить авианосец «Хорнет», который в тот же день затонул, а также двумя попаданиями бомб нанести незначительные повреждения отремонтированному к тому времени авианосцу «Энтерпрайз».

Вскоре после этого в войска начали поступать самолёты модификации D3A2, в то время как D3A1 переводились в учебные части и переоборудовались в учебный вариант. Однако и D3A2 устарели уже на момент своего появления и в основном поступали в наземные части, в то время как авианосцы получали современные пикировщики D4Y «Суйсей». Дополнительно снижала эффективность боевых действий и утрата к тому времени японцами преимущества в воздухе. В боях на Соломоновых Островах и Новой Гвинее в 1943 году, действовавшие с наземных аэродромов D3A серьёзных успехов не достигли, понеся при этом тяжёлые потери.

Последним применением D3A в роли бомбардировщика стала битва при Филиппинах 19 июня 1944 года, в которой приняли участие 36 D3A2, всё ещё остававшихся на борту авианосцев «Дзюнё» и «Хиё». Все они были были сбиты американскими истребителями ещё на пути к цели и не оказали заметного влияния на ход боя. Последние D3A были использованы в роли камикадзе в боях за Окинаву в марте-апреле 1945 года.

Тактико-технические характеристики Aichi D3A

ТТХ D3A различных модификаций

AM-17 D3A1 Мод.11 D3A2 Мод.22
Размах крыла, м 14,500 14,365 14,365
Длина, м 9,860 10,185 10,195
Высота, м 3,350 3,348 3,450
Площадь крыла, м² 33,00 34,91 34,91
Сухая масса, кг 2050 2408 2619
Масса снаряжённого, кг 3400 3650 3800
Максимальная взлётная масса, кг н/д 3896 4122
Двигатель Мицубиси Кинсей 3, 840 л.с. Мицубиси Кинсей 43, 1000 л.с. Мицубиси Кинсей 54, 1300 л.с.
Максимальная скорость, км/ч 394 386 425
Нагрузка на крыло, кг/м² 103,03 101,69 108,88
Нормальная дальность полёта, км н/д 1630 1560
Дальность полёта с ПТБ, км н/д 1820 2380
Практический потолок, м 6000 8100 10900
Посадочная скорость, км/ч 111 122 130

Видео Aichi D3A

Материалы по теме "Японские":

Категория: Японские | Просмотров: 2096 | Теги: японские | Рейтинг: 5.0/1