Ми-24 |
Первый полёт: |
19 сентября 1969 года |
Принят на вооружение: |
1972 |
Производитель: |
Роствертол |
Модификации: |
Ми-24А, Ми-24У, Ми-24Б, Ми-24БМТ, Ми-24В (Ми-35), Ми-24Д (Ми-25), Ми-24Е (Ми-35Е), Ми-24ВЕ, Ми-24ВМ (Ми-35М) |
Габариты |
Диаметр несущего винта: |
17,3 м |
Диаметр рулевого винта: |
3.908 м |
Высота с вращ. винтами: |
5,47 м |
Длина фюзеляжа: |
17,51 м |
Ширина фюзеляжа: |
1,7 м |
Высота: |
5,7 м |
Основные массы |
Пустой: |
7580 кг |
Нормальная взлётная: |
10500 кг |
Максимальная взлётная |
11000 кг |
Максимальная грузоподъёмность: |
2400 кг |
Масса груза на внешней подвеске: |
2000 кг |
Внутренний запас топлива: |
2100 кг |
Силовая установка |
Количество, тип, марка: |
2 х ТВ3-117 |
Мощность: |
2 х 2200 л.с. |
Вспомогательная силовая установка: |
Аи9 |
Лётно-технические характеристики |
Экипаж: |
2-3[1] чел. |
Пассажиров: |
8 чел. |
Крейсерская скорость: |
270 км/ч |
Максимальная скорость
в горизонтальном полёте: |
320 км/ч |
Дальность полёта практическая: |
450 км |
Дальность полёта перегоночная: |
1000 км |
Средний расход топлива: |
780 л/час |
Статический потолок: |
1500 м |
Динамический потолок: |
4500 м |
Допустимый угол крена: |
45 град. |
Вооружение |
Число точек подвески: |
4 |
Управляемое ракетное: |
Штурм-В |
Неуправляемое ракетное: |
С-5, С-8, С-24 | Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на Ростовском вертолётном заводе. Неофициальное название — «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин летчиков, вызывающих ассоциации с гранями гранённого стакана. Модификации Ми-24 — опытные машины. кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7(боекомплект — 900 патронов), блоки HАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М» Ми-24А — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 гг. Построено около 250 штук. Ми-24Б — Ми-24А с подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Ми-24БМТ — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, серийно не выпускался. Ми-24У — учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления. Ми-24Д — с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 гг. Изготовлено около 350 машин. Ми-24ДУ — учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У. Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования. Ми-24В — самый массовый вариант. 4 ПТУР 9К113 Штурм-В с системой наведения Радуга-Ш. В середине 80-х годов вертолет получил подвески для 8 и 16 ПТУР. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки НАР Б-8В20А с НУРС С-8, блоки Б-13Л1 с НУРС С-13Б и тяжелые НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 гг. Построено около 1000 вертолетов. Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В. Ми-24П — Ми-24В со спаренной пушкой ГШ-30К, размещенной на правом борту в неподвижной установке У-280, боекомплект — 250 снарядов. Пулемет ЯкБ-12,7 демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг. Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П. Ми-24ВП — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 250 снарядов) в подвижной установке НППУ-24. На позднесерийных вертолётах появились ПТУР Атака-В и обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомадного наведения для ПТУР. Выпускался с 1989 года. Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28Н, всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех «Липа», подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Игла-В. Ми-35М — экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Ми-24ВК2/ПК2 или Ми-35ВН/ПН — модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342, и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Ми-24К/Р — разведывательная модификация, оснащалась аэрофотоаппаратом АФА-100. Ми-24РХР — вертолёт радиохимической разведки. Контейнеры ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС(Оценка уровня заражения местности). Ми-24ПН — приспособленный к ночным боевым действиям. На вертолете Ми–24ПН установлен бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования БРЭО–24 и ночная тепловизионная прицельная подсистема наведения «Зарево». Модернизированные вертолёты этой модификации поставляются в войска с 2004 года. Дополнительное вооружение Специально для Ми-24 в конце 70-х гг. были разработаны вертолетные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемет Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7.62). Также Ми-24 может нести пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом в 250 снарядов. Ми-24 в конце 80-х гг. получили ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. Аварии и катастрофы * 3 февраля 2009 в 11:45 в 18 километрах от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов потерпел катастрофу вертолёт Ми-24, принадлежащий Сызранскому Высшему военному авиационному училищу летчиков. Как сообщил помощник главкома ВВС РФ, вертолет сгорел, экипаж погиб.
|