Прекрасно себя
зарекомендовавший в качестве вертолета европейских военно-морских сил,
AgustaWestland AW101 (до июня 2007 года - EH101) в последние годы начал
активно осваиваться службами поиска и спасения. Первыми тремя странами,
где Merlin был принят на службу в таком качестве, стали Канада, Дания и
Португалия. И вряд ли стоит этому удивляться: машина получилась с
впечатляющим потенциалом. В 1980-е годы вертолет специально создавался
для борьбы с подводными лодками в качестве замены вертолета Sea King и
по ходу разработки соединил в конструкции планера и ходовой части
немалое число технических инноваций. AW101 вмещает более 30 человек,
может осуществлять поисково-спасательные операции на расстоянии 450
морских миль (порядка 830 км) от базы и отвечает самым строгим
требованиям поисково-спасательных служб. Размеры «101-го» не мешают
осуществлять работу с грузами: хотя мощность нисходящего потока
процентов на 15 выше, чем у вертолета Sea King, «эффект бублика» под
вертолетом позволяет монтажникам работать под висящей машиной без особых
проблем.
На AW101 установлен огромный грузовой люк,
и, несмотря на каплевидные фонари, установленные в передней части
фюзеляжа (как и на канадской версии CH-149 Cormorant), он распахивается
на 2,5 м. На португальских и датских поисково-спасательных вертолетах (у
которых нет переднего каплевидного фонаря на правом борте), люк
открывается еще шире, облегчая подъем
носилок.
Канадский CH-149 провел свою первую рабочую
поисково-спасательную операцию 28 июля 2002 года, когда Cormorant
осуществил медицинскую эвакуацию с торгового судна, находящегося на
расстоянии 200 км от берега. В Португалии вертолеты Merlin были введены в
эксплуатацию в 2006 году. Датский вертолет Merlin Joint Supporter
осуществил свой первый взлет для проведения рабочей
поисково-спасательной операции 22 марта 2007 года, после того, как было
получено сообщение о пожаре на пароме, дрейфующем в море между Данией и
Норвегией.
Вертолет оборудован встроенной
навигационной системой GPS/inertial (EGI) и системой самонаведения в
диапазоне частот VHF/UHF, а также небоевой одноканальной спутниковой
системой автоматической передачи данных на основе Inmarsat (стандарт
связи Aero-M satcom).
Начиная с 1997 года поставлено
более 100 AW101 в многоцелевом и военно-транспортном вариантах
(Великобритания, Италия, Япония, Португалия, Канада и
Дания).
По сравнению с Cougar, NH90, S-92 и другими
вертолетами данного класса AW101 имеет ряд преимуществ: высокая
живучесть фюзеляжа (стойкость к боевым и эксплуатационным повреждениям),
управление вибрацией, пониженный уровень шума, широкий диапазон
применения (от -40 °С до +50 °С) и стойкость к ударам с вертикальной
скоростью 10 м/с. Оборудование позволяет выполнять полеты одному члену
экипажа (большие дисплеи, цифровая карта, перспективная авионика,
опускаемый гидролокатор).
Дальность полета - 1583
км, крейсерская скорость - 280 км/ч.
з всех крупных
поисково-спасательных вертолетов, конкурирующих в настоящее время за
получение заказов, AW101 может похвастаться наибольшим радиусом
действия, самым большим салоном, а его третий двигатель и современное
навигационное оборудование обеспечивают возможность работы в
неблагоприятных погодных условиях. Merlin побеждает в одном конкурсе за
другим, включая конкурс SAR-H в Великобритании, и с успехом обходит
вертолеты S-92 и EC 225. Он уже подтвердил соответствие требованиям
поисково-спасательных служб Исландии, Ирландии и
Норвегии.
Некогда российские вертолетостроители
основательно проработали подобный класс вертолетов.
Ми-8 и
все его модификации (включая грозу морей
Ми-14)
были куда более выдающимся ответом в течение последних 40 лет на все
перспективные виды применения. Но совместный труд итальянских и
британских инженеров наглядно показывает, что проработка и доработка
даже очень удачной машины - это процесс непрерывный. И для того, чтобы
конкурировать в такой нише, одной низкой цены недостаточно - необходимо
обладать заметными преимуществами.