Мировая авиация



Русские вертолёты
Зарубежные вертолёты

Вертолёты

Главная » Вертолёты » Зарубежные вертолёты

Agusta A109 (Агуста)
Agusta АW109 Hirundo (ласточка) — семейство лёгких многоцелевых вертолётов, спроектированных итальянской фирмой «Агуста» (AgustaWestland) в конце 1960-х годов. Первые поставки вертолётов начались в 1976 году. За период с 1976 по 2000 год было поставлено 576 вертолётов разных модификаций в различные страны мира. В 1972 году на базе Хирундо началась разработка лёгкого боевого и разведывательного вертолёта Agusta A129 Mangusta.

Agusta A109 (Агуста)

Agusta A109 (Агуста)

История создания Agusta A109 (Агуста)

Итальянская фирма «Агуста», производившая по лицензии американские вертолёты Белл 47 и 206 и Сикорский S-61, в конце 1960-х начала разрабатывать свой собственный вертолёт для гражданского и военного применения. Вертолёт А109А был спроектирован с одним турбовальным двигателем Турбомека Астазу XII с мощностью на валу 515 кВт/690 л.с. В 1967 г. он был переделан под два турбовальных двигателя Аллисон 250-С14 с мощностью на валу 276 кВт/370 л.с. каждый. Вертолёт с одним лётчиком должен был перевозить семь пассажиров с багажом с крейсерской скоростью 265 км/ч на расстояние 600 километров. Первый из четырёх прототипов поднялся в воздух 4 августа 1971 г. Затем последовали доработки.

Модели вертолётов Agusta A109 (Агуста)

  1. AW109A — базовая модификация, в июне 1981 года на вертолёте были установлены мировые рекорды скороподъёмености;
  2. AW109A Mk.2 — развитие вертолёта A109A с большим по размерам фюзеляжем и ГТД Аллисон 250-C20 взлётной мощностью по 335 кВт/380 л.с., поставки начались в 1981 году;
  3. AW109C и A109CM — усовершенствованные варианты вертолёта с увеличенной взлётной массой до 2700 кг и несущим винтом с лопастями из композиционных материалов;
  4. AW109EOA — лёгкий разведывательный и боевой вертолёт, может использоваться для наведения и управления, радио перехвата и радиоэлектронной борьбы, для полицейской службы, а также на флоте в качестве противолодочного вертолёта;
  5. AW109K — вертолёт с более мощными двигателями Турбомека «Арриэль» 1K1, имеет лучшие высотные характеристики и приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата, предназначен для военного применения на Ближнем Востоке и в Африке;
  6. AW109KM — военный вариант вертолёта A109K, может использоваться как противотанковый и разведывательный для управления связи;
  7. AW109KN — палубный вариант для загоризонтного целеуказания вооружён противокорабельными управляемыми ракетами;
  8. AW109K2 — поисково-спасательный вариант для полиции Швейцарии, заказавшей 15 вертолётов, снабжён спасательной лебёдкой грузоподъёмностью 200 кг и грузовым крюком, сертифицирован в 1996 году;
  9. AW109F — развитие A109E со «стеклянной кабиной»;
  10. AW109PM — военный вариант A109E с ГТД Пратт-Уитни PW206C, в варианте с вооружением заказан для частей береговой охраны США;
  11. AW109E (AW109Power) — современная модель. Впервые был представлен на авиакосмической выставке в Париже в 1995 году, снабжён ГТД Пратт-Уитни Канада PW206C, несущий винт имеет титановую втулку с эластомерными подшипниками;
  12. AW109S - GRAND — новая модификация A109E Power. Лучший на данный момент представитель класса легких двух - двигательных вертолетов. Взлетная масса -3175 кг. Абсолютный бестселлер последних лет на рынке частных VIP вертолетов.

Современные модели AW109Power и Grand имеют большой выбор вариантов интерьера и дополнительного оборудования, что делает возможным применение в качестве корпоративного или VIP транспорта, а также для нужд аварийно-спасательной медицинской службы или транспортировки персонала на морские платформы. Газотурбинные двигатели нового поколения Pratt & Whitney с избыточным запасом мощности и системой электронного управления FADEC обеспечивают несравненные показатели надежности и мощности, сохраняя при этом сравнительно низкий расход топлива. Высокий уровень безопасности обеспечивается также благодаря высокопрочной конструкции планера - типа кокон в дополнение к удароустойчивой топливной системе и удароустойчивым сидениям для пилотов и пассажиров.

Несущий и хвостовой винты выполнены из композитных материалов, имеют оптимизированные геометрические параметры, что позволяет добиться высокой аэродинамической устойчивости и снизить шумность до уровня значительно более низкого нежели требуют стандарты ICAO. Затраты на плановый ремонт значительно уменьшены за счет сокращения количества быстро изнашиваемых деталей и увеличения интервалов между ремонтами.

Конструкция Agusta A109 (Агуста)

Вертолёт одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и трёхпорным шасси.

Фюзеляж

Цельнометалического типа полумонокок из алюминиевых сплавов и обшивкой с сотовым заполнителем, состоит из четырёх отсеков:

  1. Носовой обтекатель с оборудованием
  2. Двухместная кабина экипажа
  3. Шестиместная пассажирская кабина
  4. Хвостовая балка монококовской конструкции

Силовая установка Agusta A109 (Агуста)

Два ГТД установлены сзади редуктора несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем с боковыми воздухозаборниками.

Шасси

Шасси убирающееся трёхопорное с носовым самоорентирующимся колесом. Главные опоры убираются вверх и внутрь отсека кабины; носовая — вперёд. Главные колёса снабжены гидравлическими тормозами, а носовое имеет запирающий механизм. Колея шасси 2,45 м, база 3,535.

Рулевой винт

Имеет диаметр 2,03 метра, полужёсткий с горизонтальными шарнирами. Лопасти прямоугольной формы в плане из алюминиевого сплава с сотовым заполнителем.

Оперение

Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапецеевидной формы в плане с размахом 2,88 м и стреловидного киля с подфюзеляжным аэродинамическим гребнем.

Несущий винт

Четырёх лопастный с шарнирным крепление лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане со стреловидной законцовкой.

Трансмиссия

Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 552 кВт/740 л. с..

Топливная система

Два топливных бака ёмкость 560 литров расположены под полом пассажирской кабины. Возможна установка подвесных баков, а также внутреннего бака ёмкостью 170 литров.

Система управления

Бустерная дублированная. Две независимые гидравлические системы, приводимые от трансмиссии.

Электросистема

Система цепи постоянного тока напряжением 30 В включает два стартера генератора(150А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею. Переменный ток(115В, 400Гц) используется для питания приборов навигационного оборудования и обеспечивается преобразователем (250 в.а.).

Оборудование

Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. Возможна установка оборудования для полёта по приборам, КВ-передатчик с АМ, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго лётчика.

Вооружение Agusta A109 (Агуста)

Предусамтривается установка пулемётов калибром 7,62 мм и 12,7 мм в кабине или на контейнерах, двух пусковых установок НАР калибром 70 мм или 50 мм, четырёх ПТУР «Тоу» или «Хот» возможна установка управляемых ракет «Стингер».

Летно технические характеристики Agusta A109 (Агуста)

ЛТХ:
Модификация  A-109A
Диаметр главного винта, м  11.00
Диаметр хвостового винта, м  2.03
Длина,м  10.71
Высота ,м  3.30
Масса, кг 
  пустого  1418
  максимальная взлетная  2660
Внутренние топливо, л  560 + опционально 170
Тип двигателя  2 ГТД Allison 250-C20B
Мощность, кВт 
  при взлете  2 х 313
  при полете  2 х 298
Максимальная скорость, км/ч  311
Крейсерская скорость, км/ч  287
Практическая дальность, км  593
Продолжительность полета, ч.мин  3.18
Скороподъемность, м/мин  640
Практический потолок, м  5485
Статический потолок, м  1495
Экипаж, чел  1-2
Полезная нагрузка:  6 пассажиров или 1180 кг груза в кабине или 907 кг груза на подвеске
Вооружение(опционально): оди-два 7.62-мм пулемет
 Боевая нагрузка - 344 кг на 4 узлах подвески
 ПУ 81-мм или 122-мм НУР, и/или контейнеры с 7.62-мм пулеметами, или 4х2 ПТУР.

Материалы по теме "Зарубежные вертолёты":

Категория: Зарубежные вертолёты
Просмотров: 2003 | Теги: Agusta | Рейтинг: 5.0/1