Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Пассажирские самолёты

Главная » КБ Ильюшина » 2009 » Ноябрь » 7
КБ Ильюшина
Ил-14
Ил-14
Ил-14 (по кодификации НАТО: Crate) — поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолёт. Разработан в СССР в конце 1940-х для замены устаревших Ли-2 и Ил-12.

Ил-14

Первый полёт Ил-14 совершил в 1950. Всего выпущено 3500 экземпляров (из них 80 в ГДР на Дрезденском авиазаводе, 203 в Чехословакии на заводе «Авиа»). Схожая с Ил-14 модель выпускалась в Китае (Y-6).

В 1946 по окончании госиспытаний Ил-12 ОКБ С. В. Ильюшина приступило к созданию пассажирского самолёта, способного обеспечить безопасное завершение взлёта после отказа двигателя. По аэродинамическим и компоновочным особенностям первый вариант нового самолёта Ил-14 повторял самолёт Ил-12, отличаясь от него только несколько большими размерами и массой. На Ил-14 предполагалось установить два поршневых двигателя воздушного охлаждения АШ-73 с взлётной мощностью 1765 кВт (2400 л.с.). Изменилась взлётно-посадочная механизация крыла: на нём устанавливали только закрылки, и его аэродинамическое качество с выпущенными закрылками в диапазоне от скорости отрыва и до 175 км/ч стало выше, чем у крыла с неотклонёнными закрылками, что позволяло самолёту быстрее оторваться от земли и набрать высоту. Дополнительному уменьшению лобового сопротивления самолёта на взлёте способствовало сокращение времени уборки шасси и флюгирования воздушного винта. Сохраняя компоновочные особенности пассажирской кабины самолёта Ил-12 на 18 пассажирских мест, новый самолёт имел значительно более передний диапазон эксплуатационных центровок, равный 12-19 % САХ (по сравнению с 19-22 % на Ил-12), что улучшило устойчивость самолёта на земле. Были проведены работы по совершенствованию противообледенительной системы самолёта, использующей выхлопные газы двигателей.

Комплексные испытания самолёта Ил-14П проводились впервые в СССР и впоследствии они стали обязательным элементом программ лётных испытаний всех советских многодвигательных пассажирских самолётов. На государственные испытания самолёт был предъявлен в конце 1951, в августе 1952 начались эксплуатационные испытания самолёта в самых различных метеоусловиях. Ил-14П зарекомендовал себя как высоконадёжный, безопасный, простой в управлении и в обслуживании, способный взлетать и садиться на небольших аэродромах с грунтовым покрытием, экономичный в эксплуатации самолёт. По сравнению с Ил-12 максимальная скорость Ил-14П увеличилась на 30 км/ч. Самолёт мог совершать длительный горизонтальный полёт с одним работающим двигателем и выпущенным шасси. По результатам эксплуатационных испытаний самолёта Ил-14П было сделано заключение о том, что Ил-14П с двумя улучшенными двигателями АШ-82Т пригоден для использования на линиях ГВФ. Высокий уровень безопасности полёта Ил-14П определил принятие решения о его запуске в серийное производство весной 1953. Затем документация для серийного производства этих самолётов была передана в ЧССР, где они выпускались под обозначением АВИА-14, а также в ГДР.

Регулярные перевозки пассажиров на самолётах Ил-14П начались 30 ноября 1954. В 1955 во время визитов советской правительственной делегации в Индию, Бирму и Афганистан десять самолётов Ил-14П пролетели в общей сложности по 22 500 км. Ил-14П в середине 1950-х стал основным магистральным самолётом Аэрофлота. Самолёты Ил-14П (18 пассажирских мест) и Ил-14М (24 места) до начала 1960-х являлись основными типами советских пассажирских самолётов на магистральных внутренних и международных воздушных линиях. После внедрения на авиалиниях СССР газотурбинных пассажирских самолётов Ан-24, Ил-14 стали использоваться на местных воздушных линиях. Пассажировместимость на Ил-14П постепенно повышалась от 24 до 32 мест, Ил-14М — от 28 до 36 мест.

Был создан ряд специальных вариантов самолёта Ил-14:

  • комфортабельные самолёты Ил-14С, Ил-14ПС, Ил-14СИ, Ил-14СО;
  • грузовые самолёты Ил-14Г, рассчитанные на перевозку 3500 кг;
  • транспортные самолёты Ил-14Т;
  • транспортно-десантные самолёты Ил-14-ЗОД;
  • аэрофотосъёмщики Ил-14ФК и Ил-14ФКМ.

Назначенный ресурс самолёта постепенно продлялся:

  • 1957 — 3000 ч
  • 1961 — 5000 ч
  • 1962 — 10000 ч
  • 1963 — 15000 ч
  • 1966 — 25000 ч
  • 1969 — 30000 ч
  • 1972 — 35000 ч

Ремонт Ил-14 производился с 1953 на авиаремзаводе № 407 (Быково), с 1962 — на Минском авиаремонтном заводе. Ремонт самолётов Ил-14 прекращён в 1986.

Самолёты Ил-12 и Ил-14 составили значительную эпоху в развитии советской гражданской авиации: рост парка этих самолётов, возрастание интенсивности их движения привели к увеличению объёма пассажирских авиаперевозок в стране. Совершенная радионавигационная аппаратура в сочетании с созданием комплекса наземных радиотехнических средств позволила лётчикам Аэрофлота быстро освоить регулярные полёты с пассажирами в сложных метеорологических условиях и ночью с выполнением захода на посадку по приборам, что превратило гражданскую авиацию в один из основных видов пассажирского транспорта.

В 1970-х продолжалась эксплуатация самолётов семейства Ил-14 на местных воздушных линиях в ряде регионов СССР (особенно на Крайнем Севере и в Сибири). В 1980-х эти самолёты на регулярных линиях уже практически не использовались, однако широко применялись для служебных транспортных перевозок в военной и экспериментальной авиации. Массовое списание остававшихся в строю Ил-14 было проведено в конце 1980-х.

Операторы Ил-14

Гражданские

  • Аэрофлот, Balkan Bulgarian Airlines, CAAC, CSA, Cubana, Interflug, JAT Yugoslavia, LOT, Malev, Mongolian Airlines - UVS-MNR Air Mongol, Tabso (Болгария) , Tarom, Ukamp North Korea и Yeman Airlines

Военные

  • Албания, Алжир, Афганистан, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Китай, КНДР, Куба, Польша, Сирия, СССР, Чехословакия и Югославия

Общая численность Ил-14 по странам

Албания — 4, Афганистан — 8, Бирма — 2, Болгария — 17, Венгрия — 57, Вьетнам — 3, Гана — 3, Гвинея — 7, ГДР — 80, Индия — 2, Индонезия — 10, Ирак — 1, Йемен — 1, КНР — 140, КНДР — 5, Конго — 1, Камбоджа — 2, Куба — 21, Мали — 2, Монголия — 12, Нидерланды — 1, Польша — 18, Румыния — 10, Сирия — 6, ЧССР — 31, Югославия - 7.

Точная численность в Египте и Непале не известна.

 Модификации Ил-14

 Ил-14  первая серийная модификация.
 Ил-14П  пассажирский вариант на 18 мест.
 Ил-14ПС, C, СИ и СО  варианты для перевозок высокопоставленных лиц.
 Ил-14М  модернизированный Ил-14 на 30-32 пассажира.
 Ил-14Т  транспортный вариант Ил-14.
 Ил-14ТБ  вариант для буксировки десантных планеров.
 Ил-14ТС  санитарный вариант.
 Ил-14-30Д, ТД и Т-ТД  десантные варианты.
 Ил-14Г  грузовой вариант Ил-14М.
 Ил-14 ЛИК-1 и ЛИК-2

 летающие лаборатории для исследований различной бортовой аппаратуры.

 Ил-14 Патрульный  вариант для погранвойск КГБ СССР.
 Ил-14ФКП и ФКМ  аэрофотосъемщики
 IL-14 Crate-C

 построенная в Польше по лицензии версия Ил-14 с возможностями самолета РЭБ.


 ЛТХ:
Модификация   Ил-14М
Размах крыла, м   31.70
Длина самолета,м   22.31
Высота самолета,м   7.90
Площадь крыла,м2   99.70
Масса, кг  
  пустого самолета   12500
  максимальная взлетная   17500
Внутреннее топливо, л   6500
Тип двигателя   2 ПД Швецов АШ-82Т
Мощность, л.с.   2 х 1900
Максимальная скорость, км/ч   416
Крейсерская скорость, км/ч   350
Практическая дальность, км   1600
Дальность действия, км   400-1500
Практический потолок, м   7400
Экипаж, чел   3-4
Полезная нагрузка:   до 42 пассажиров или 3400 кг груза

Материалы по теме "КБ Ильюшина":

Категория: КБ Ильюшина | Просмотров: 1859 | Теги: ил | Рейтинг: 5.0/1