Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Пассажирские самолёты

Главная » КБ Ильюшина » 2009 » Ноябрь » 7
КБ Ильюшина
Ил-62
Ил-62
Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic) — пассажирский самолёт для авиалиний сверхбольшой протяжённости, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в 1960. Первый полет совершил в 1963. В эксплуатации с 1967. Производился серийно в 1966—1995. Всего было выпущено 276 самолётов. Последний борт с/н 2357711 был построен в 2004 году, для правительства Судана.

Ил-62

Реактивный пассажирский самолёт второго поколения, Ил-62 стал первым советским реактивным самолётом, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелёты. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил «бортом № 1» для перевозки руководства СССР. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу.

Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.

Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 1964 сменили на новые НК-8 (9500 кгс), а позже на модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию.

С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта Ил-62М. Новый вариант, имевший также обозначение Ил-62М-200, отличается от исходного самолёта более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол, размещением в вертикальном оперении дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров, усовершенствованной системой управления и т. д.

Лётные испытания самолёта Ил-62М были проведены в 1970—1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62М используются на наиболее протяженных маршрутах. В 1975 году на нём был выполнен перелет из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.

В 1978 году появился вариант Ил-62МК, отличавшейся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 186 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а платная нагрузка почти до 23 тонн.

                                                            Ил-62                  Ил-62М
Размах крыла42.5 м
Длина53.12 м
Высота12.35 м
Угол стреловидности крыла32.5°
Максимальная дальность полета10,000 км11,050 км
Максимальный взлетный вес161.6 т165 т
База шасси24.48 м
Крейсерская скорость850 км/ч
Максимальная скорость870 км/ч
Пассажировместимость186

Особенности Ил-62

  1. Особенностью конструкции самолёта является небольшая четвёртая двухколесная задняя опора шасси, используемая для предотвращения опрокидывания пустого самолёта при стоянке и рулении. Компоновка самолета такова, что центр тяжести пустого самолета находится позади основных опор шасси.
  2. Ил-62 стал первым отечественным реактивным самолетом, на котором был применен реверс тяги двигателей.

Эксплуатация Ил-62

Самолеты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969—1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 290 самолетов: 3 прототипа (построены в Москве), 94 Ил-62 и 193 Ил-62М и Ил-62МК. Из этого количества 81 самолет был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия.

К началу 90-х годов четырёхдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолетов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России.

По состоянию на начало 2009 года в эксплуатации остается 39 Ил-62: 20 в России, 10 в Казахстане, 4 в КНДР, 2 на Кубе, 2 в Украине и 1 в Судане. Самолёты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов. Остальной выпуск Ил-62 по данным того же источника распределяется так:

  • потеряно в авариях — 23 (см. ниже)
  • порезано на металлолом — 114
  • готовится к порезке — 24
  • в музеях и в виде ресторанов — 17 (11 и 6)
  • на хранении — 71, из них в лётно-пригодном состоянии не более 30.

Авиационные происшествия с Ил-62

Всего по данным на 24 июля 2009 года потеряно 23 самолета типа Ил-62. Произошло 12 авиакатастроф с его участием.

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
25.02.196506156Жуковский10/10испытательный полёт, разбился при взлёте
16.06.1972SU-ARNЕгипет0/59вылетел за пределы ВПП
14.08.1972DM-SEAГДР156/156проблемы с управлением элеронами и пожар на борту
13.10.197286671Шереметьево174/174разбился при третьей попытке захода на посадку
23.03.1973B-2002Китайн.д.подробности неизвестны
20.08.1975OK-DBFоколо Дамаска126/128Разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа
27.05.197786614Гавана1+68/70При заходе на посадку задел линии ЛЭП
14.03.1980SP-LAAВаршава87/87При заходе на посадку разрушился второй двигатель
06.07.198286513около Москвы90/90Сигнал пожара обоих двигателей. КВС отключил их и самолёт упа
29.09.198286470Люксембург14/77При посадке не сработал реверс первого двигателя
01.07.1983P-889Лабе23/23Врезался в горы
09.05.1987SP-LBGВаршава183/183При наборе высоты взорвался второй двигатель.
17.06.1989DDR-SEWБерлин1+21/113При взлёте заклинило задний руль и элероны
03.09.1989CU-T1281Гавана45+126/126Взлетал в сложных метеоусловиях, врезался в жилые дома
30.06.199086456Якутск0/109При посадке два двигателя переведены во взлётный режим
21.11.199086613Якутск0/176Вылетел за пределы ВПП, не использовав реверс
10.199286703Домодедово0/0Сгорел при заправке
24.04.1998YR-IRDСтамбул0/73Двигатель взорвался в начале взлёта
11.11.199886564Анкоридж0/12Хвост самолёта срезан B-747, который не вписался в поворот.
23.10.200286452Бишкек0/11Технический рейс. Грубые ошибки экипажа при посадке.
29.03.20065A-DKRДомодедово0/6При посадке вместо реверса включён взлетный режим.
20.04.2008CU-T1283Санто-Доминго0/117Разрушение двигателя вскоре после взлёта. Машина списана.
24.07.2009UP-I6208Мешхед16/153При посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в ограждение.

Материалы по теме "КБ Ильюшина":

Категория: КБ Ильюшина | Просмотров: 2367 | Теги: ил | Рейтинг: 3.5/2