МакДоннел Дуглас МД-11 (англ. - McDonnell Douglas MD-11) - широкофюзеляжный авиалайнер, средней и дальней протяженности полётов. МакДоннел Дуглас МД-11 является, по сути дела, сильно доработанной, немного удлиненной версией ДС-10 с более мощными двигателями.
McDonnell Douglas MD-11 (Макдоннелл-Дуглас MD-11)
Работы над проектом этого самолёта начались 30 декабря 1986 года, когда авиакомпания Бритиш Каледониан разместила заказ на три машины этого типа. МД-11 стал результатом двухлетних исследований путей улучшения находившейся тогда в производстве модели ДС-10. Самолёт совершил свой первый полёт 10 января 1990, он прошёл сертификацию в ноябре того же года и первый коммерческий экземпляр был передан авиакомпании Финэйр (Finnair) 7 декабря 1990.
Основные отличая этого самолёта от своего предшественника ДС-10 заключались в увеличенном на 5,71 метра фюзеляжа, наличии законцовок (винглетов) на концах крыльев, измененном хвостовом оперенье. Кроме того МД-11 был оборудован самой современной кабиной на двух пилотов с новейшей системой управления EFIS, которая отображала всю полётную информацию на шести мониторах, так же был переделан пассажирский салон и установлены новые двигатели. МД-11 предлагался покупателям в четырёх вариантах:
МД-11ЕР (MD-11ER) самолёт с увеличенным радиусом полёта,
МД-11Ф (MD-11F) грузовой вариант,
МД-11С (MD-11C) вариант комби, когда часть салона занимали пассажирские места, а часть отводилась для груза, и наконец
МД-11СФ (MD-11CF) этот самолёт мог легко переделываться в пассажирский или грузовой, в зависимости от требований конкретного полёта.
МакДоннел Дуглас предлагал и несколько более экзотических проектов этого самолёта, например с увеличенной длиной фюзеляжа для размещения ещё большего количества пассажиров или груза, или даже предлагалось установить на нижней палубе дополнительные места и специальные окна, и использовать этот новый салон, для обозрения панорамы во время полёта, но все эти варианты не нашли должного отклика у покупателей. В 1996 МакДоннел Дуглас предполагал начать работу над проектом самолёта МД-ЭксЭкс (MD-XX), который должен был иметь измененную конструкцию крыла. Планировалось создать два варианта этого самолёта: первый с корпусом от стандартного МД-11 и способного летать на расстояние 15565 километров, и второй, с увеличенным фюзеляжем, способным вместить до 375 пассажиров. Но этот проект так и не был реализован.
В ноябре 1997 года после слияния МакДоннел Дуглас и Боинг, последний объявил, что МД-11 по прежнему будет оставаться на производственной линии в основном в качестве грузового самолёта. Однако в июне 1998 Боинг переменил свое решение, мотивируя это тем, что самолёт не достаточно востребован на насыщенном рынке коммерческих авиалайнеров. В результате его производство было свернуто. Последний МД-11 был выпущен 22 февраля 2001 года и передан авиакомпании Люфтганза Карго. Всего за всё время было изготовлено 200 машин.
Технические характеристики McDonnell Douglas MD-11 (Макдоннелл-Дуглас MD-11)
Экипаж: 2 человека
Количество пассажиров:
вариант пассажирской кабины разделённой на три класса: 298 пассажиров
вариант пассажирской кабины разделённой на два класса: 323 пассажира
вариант пассажирской кабины с одним классом: до 410 пассажиров
Двигатели:
Три Pratt and Whitney PW4460 тягой 60,000 lb, или
Три Pratt and Whitney PW4462 тягой 62,000 lb, или
Три General Electric CF6-80C2D1F тягой 61,500 lb
Максимальный взлётный вес:
Для модификации MD-11: 273,314 кг
Для модификации MD-11F: 113,920 кг
Для модификации MD-11С: 283,700 кг
Для модификации MD-11CF: 289,3965 кг
Максимальная дальность полёта:
Для модификации MD-11F: 7,242 км
Для модификации MD-11C: 12,392 км
Для модификации MD-11ER 13,408 км
Максимальная рейсовая скорость: 945 км/час
Крейсерская скорость на высоте 12,600 метров: 876 км/час
Размах крыльев: 51,66 м
Максимальная длина: 61,21 м
Максимальная высота: 17,6 м
Катастрофы
По данным на 23 марта 2009 года разбилось 6 самолетов типа МакДоннелл Дуглас МД-11.
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Описание происшествия
31.07.97
N611FE
Ньюарк
0/5
Грузовой рейс. Грубая посадка из-за ошибки КВС
02.09.98
HB-IWF
у Галифакса
229/229
Рейс Нью-Йорк-Женева. Пожар на борту
05.04.99
HL7373
Шанхай
5+3/3
Грузовой рейс. Разбился при снижении из-за ошибки экипажа
22.08.99
B-150
Гонконг
3/315
Грубая посадка перегруженного самолета в сложных метеоусловиях
17.10.99
N581FE
Сабик Бей
0/2
Грузовой рейс. Грубая посадка из-за неверных показаний приборов
23.03.09
N526FE
Токио
2/2
Грузовой рейс. Разбился при посадке; «козление» из-за сдвига ветра.