МакДоннел Дуглас ДС-10 (англ. — McDonnell Douglas DC-10) — широкофюзеляжный реактивный авиалайнер, среднего и дальнего радиуса полетов. В начале он задумывался как двухмоторный, но вскоре ему был добавлен третий двигатель, установленный в основание киля.
McDonnell Douglas DC-10 (Макдоннелл-Дуглас DC-10)
Аэродинамическая схема
трехмоторный турбовентиляторный низкоплан с расположением 2 двигателей под крылом и 1 сзади над фюзеляжем, со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Общие сведения
Разработанные как результат запроса авиакомпании Америкэн Эйрлайнс (American Airlines) обратившейся одновременно к компаниям МакДоннел Дуглас (McDonnell Douglas) и Локхид (Lockheed) с аналогичным техническим заданием, этот самолет, несмотря на некоторые проблемы возникшие в начальный период, стал очень удачным широкофюзеляжным коммерческим авиалайнером.
В начале он задумывался как двухмоторный, но вскоре ему был добавлен третий двигатель, установленный в основание киля. Это было сделано, чтобы он мог отвечать требованиям Американ Эйрлайнс, которая хотела использовать этот самолёт на уже существующих взлетных площадках. Работы над ДС-10 начались в феврале 1968 и сразу же последовали заказы от Америкэн Эйрлайнс и Юнайтед Эйрлайнс (United Airlines). Первый полет был выполнен 20 августа 1970.
Первый среднемагистральный ДС-10-10 начал свою службу в Америкэн Эйрлайнс (American Airlines) в августе 1971. В это же время уже полным ходом шли работы над дальнемагистральным ДС-10-30, который был снабжён более мощными двигателями, дополнительными топливными баками и усиленными шасси. Больше всего ДС-10 было построено именно в модификации ДС-10-30, включая транспортный вариант, в то же время авиакомпании Нордвест (Northwest) и ДжейЭйЭл (JAL) заказали самолёт в модификации ДС-10-40 с двигателями Прэтт энд Уитни (Pratt & Whitney) JT9D. ВВС США заказали также 60 ДС-10 в модификации КС-10А в качестве летающего танкера.
Производство этого самолёта было прекращено в 1989 году. Тем не менее, достаточно большое количество машин остается в коммерческом использовании, почти исключительно для перевозки гражданских и военных грузов. Одна только компания ФедЭкс (FedEx) заказала доработку и модернизацию 89 ДС-10.
Технические характеристики McDonnell Douglas DC-10 (Макдоннелл-Дуглас DC-10)
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации МакДоннел Дуглас ДС-10-40:
Количество пассажиров: до 380 человек
Двигатели:
Pratt and Whitney JT9D-20 49,000 lb, или
Pratt and Whitney JT9D-59A 53,000 lb
Максимальный взлётный вес: 259,450 кг
Максимальная дальность полёта: 11,685 км
Крейсерская скорость на высоте 10,000 метров: 908 км/час