Макдонелл Дуглас ДС-9 (также известный как Дуглас ДС-9) двухдвигательный реактивный ближнемагистральный самолёт. Начал производиться в 1965 году, первый полёт был осуществлён год спустя. Последний ДС-9 был выпущен в октябре 1982 года. Последующими модификациями ДС-9 стали МД-80, МД-90 и Боинг 717.
McDonnell Douglas DC-9 (Макдоннелл-Дуглас DC-9)
Несмотря на значительную конкуренцию, компания Дуглас в начале 1960-х гг. приступила к разработке нового двухмоторного транспортного самолета малой дальности полета, уверенная в своей конструкции.
Аппарат, обозначенный Дуглас DC-9, совершил первый полет 25 февраля 1965г. В это время компания получила заказ только на 58 самолетов DC-9, и вряд ли можно было предположить тогда, что эта машина окажется настолько удачной, что общее число заказов на военные и гражданские варианты к марту 1992г. превысит 2000. Свободнонесущий моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным хвостовым оперением, первоначальный серийный самолет DC-9 Серия 10 Модель 11 (DC-9 Series 10 Model 11) имел экипаж из двух пилотов, бортпроводников и перевозил 80-90 пассажиров.
Самолет был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Пратт-Уитни с тягой по 55 кН (12250 фунтов), установленными в гондолах в задней части фюзеляжа. Именно этот вариант был введен в эксплуатацию американской авиакомпанией Дельта Эйрлайнз в конце 1965г. Выпускались различные варианты лайнера. Самолеты DC-9 серии 30 и последующие варианты существовали в виде особых подвариантов, включая грузовые (F), конвертируемые грузопассажирские (CF) и одновременно пассажирско-грузовые (RC).
Аэродинамическая схема
двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и задним расположением двигателей.
Катастрофы
По данным на 1 июля 2008 года в катастрофах и серьезных авариях было потеряно 100 самолетов типа МакДоннелл Дуглас ДС-9 .
26 января 1972, рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии (сегодня территория Чешской республики), по незвестной причине, на высоте 10 000 метров произошел взрыв DC-9-32, выполнявшего рейс JAT 364 и принадлежавший Югославии. Выжил только один человек — Весна Вулович. Она выжила после падения с высоты 10 160 метров. По словам Вулович, она находилась в средней секции самолёта.
31 августа 1986, рейс AeroMexico 498 столкнулся с Piper Cherokee под управлением Уильяма Краммера над пригородом Лос-Анжелеса - Церритос. В результате столкновения погибло 80 человек, в числе которых 2 пассажира (жена и дочь Краммера) Piper Cherokee и 15 человек на земле.
11 мая 1996, рейс ValuJet Flight 592 упал в болотистой местности Флориды. Катастрофа произошла по причине случайной активации нелегально провозимых химических источников кислорода. Огонь повредил электрические системы лайнера и стал причиной гибели 110 человек.
10 сентября 1976, Недалеко от Загреба, Югославия, произошло лобовое столкновение DC-9 компании Inex-Adria Airways и Hawker Siddeley Trident 3 на высоте 11000 метров. Столкновение произошло из-за чрезмерной загруженности воздушного пространства и многочисленных ошибок диспетчера. Все 176 человек, находившиеся в обоих самолетах погибли.
Лётно-технические характеристки McDonnell Douglas DC-9 (Макдоннелл-Дуглас DC-9)