Самолёт выполнен по двухбалочной схеме с П-образным хвостовым оперением и толкающим винтом. Отличается компактностью и рациональностью конструкции и компоновки. Самолёт имеет цельнометаллическую конструкцию планера из алюминиевых сплавов.Як-58 Фюзеляж выполнен по схеме полумонокок с работающей обшивкой. Крыло – двухлонжеронное, разъёмное. В корневой части крыла расположены два топливных бака ёмкостью 250 литров каждый. Законцовки крыла выполнены из стеклопластика. Кресло пилота – регулируемое, по заднему шпангоуту установлен диван. При проектировании самолёта особое внимание уделялось вопросам эргономики и комфорта салона для пассажиров.
Есть самолеты, которые сразу отличишь из сотни машин. Именно к таким и относится шестиместный Як-58, легкоузнаваемый по своей двухбалочной схеме и высокорасположенному стабилизатору. А еще - по изящной, сплошь застекленной гондоле и сзади расположенному двигателю с толкающим винтом. Самолет обращает на себя внимание предельной компактностью и исключительной рациональностью конструкции. Вообще эта схема мало распространена. За рабежом ей уделяют серьезное внимание на фирмах "Муни" и "Бичкрафт". У нас же машин подобной схемы в серийном производстве не было, если не считать, конечно, М-17 "Стратосферу" - самолет спецназначения. Каковы же особенности конструкции Як-58? Фюзеляж Як-58 цельнометаллический, выполненный по схеме полумонокок, составленной шпангоутами, лонжеронами и стрингерами. Обшивка металлическая, гладкая, работающая. Низкорасположенное крыло двухлонжеронное, цельнометаллической конструкции, с набором нервюр и стрингеров. Оно разъемное, крепится к центроплану с помощью силовых узлов на лонжеронах. В корневой части крыла расположены 2 топливных бака емкостью по 250 л. Закрылок и элероны крепятся на кронштейнах к заднему лонжерону крыла. Законцовка выполнена из стеклопластика.
Оперение самолета П-образной схемы, состоит из двух килей с рулями направления. Кили выполнены заодно с хвостовыми балками. Стабилизатор прямоугольной формы в плане, цельнометаллический, имеет продольный набор из лонжерона и стрингеров, поперечный - из нервюр, работающую обшивку и стеклопластиковые обтекатели стыков с килями. Шестиместная негерметичная кабина-гондола вентилируется забортным воздухом, имеет две двери. Правая, грузовая - сдвижная. Ее можно использовать для сброса грузов. Остекление кабины выполнено из формованного оргстекла. Удобные кресла создают необходимый комфорт пассажирам. Кресло пилота - регулируемое. У заднего шпангоута установлен двухместный диван. За спинкой дивана - багажный отсек. Управление на Як-58 ручное, безбустерное. Проводка управления комбинированная. Предусмотрена установка управления для второго пилота. Шасси с самоориентирующимся передним колесом убирается в полете. Пневматики низкого давления обеспечивают эксплуатацию самолета на грунтовых аэродромах. Пневмосистема с рабочим давлением 50 кгс/см2 предназначена для запуска двигателя, уборки и выпуска шасси, а также для управления тормозными колесами.
Основные данные Як-58 такие. Мощность двигателя М-14ПТ 360 л.с. Винт трехлопастный изменяемого шага немецкой фирмы "МТ-Пропеллер". Масса пустого самолета - 1270 кг. Коммерческая нагрузка - 450 кг. Максимальная взлетная масса - 2125 кг. Скорость полета: максимальная - 300 км/ч, крейсерская - 260 км/ч, посадочная - 125 км/ч. Максимальная высота полета - 4000 м. Длина самолета - 8,55 м, высота - 3,16 м, размах крыла - 12,7 м, площадь крыла - 20 м2. Длина взлетной дистанции - 610 м, посадочной - 600 м. При аэродинамических продувках и летных испытаниях Як-58 показал отличные результаты.
Летные испытания продолжаются, их проводят летчики-испытатели Юрий Митиков и Андрей Синицын. В серию заложены первые 20 машин. Как говорится - дай Бог... Интересно отметить, что Главным конструктором и у этой яковлевской машины - он же, Дмитрий Калистратович Драч, - среднего роста, собранный, энергичный. В 1974 году он окончил МАИ, работал в ЦАГИ, опубликовал ряд научных работ, наиболее заметна из которых - "Аэродинамика крыла умеренной стреловидности". В 78-80 годах служил в ВВС, готовил к полетам Ту-16. Затем в ОКБ им. А.С.Яковлева участвовал в разработках Як-53 (рекордный), Як-55, Як-55М. Своими учителями Драч считает Ю.И.Янкевича и С.А.Яковлева. Разработкой Як-58 занимались: Главный конструктор Д.Драч, зам. руководителя программы Ю.Янкевич и ведущий инженер В.Баранов. У Як-58, этого многоцелевого самолета оригинальной конструкции, несомненно, большое будущее. Уже только неординарным своим видом он радует глаз любителей и знатоков авиационной техники. Так и хочется сказать: "Пусть будет у России такой необыкновенный самолет!". Ведь в истории отечественной авиации среди пассажирских самолетов он - единственный в своем роде.
Модификации Як-58 - ЯК-58 АТ – аэро-такси для перевозки пяти пассажиров;
- ЯК-58 С – грузовая модификация для перевозки до 600 кг груза;
- ЯК-58 М – медицинская модификация для перевозки одного больного с одним сопровождающим (медиком);
- ЯК-58 L – модификация салона повышенной комфортности для четырёх пассажиров;
- ЯК-58 АC – сельскохозяйственная модификация;
Технические характеристики Як-58
Тип двигателя |
M-9F |
Teledyne |
ТВД |
Максимальная высота полета |
4000 м. |
4000 м. |
7500 м. |
Дальность полета |
1500 км. |
1500 км. |
2000 км. |
Скорость посадочная |
120 км/ч |
120 км/ч |
125 км/ч |
Длина взлетной дистанции |
610 м. |
580 м. |
500 м. |
Длина посадочной дистанции |
600 м. |
600 м. |
600 м. |
Мощность двигателя |
420 л.с. |
400 л.с. |
600 л.с. |
Максимальная скорость полета |
280 км/ч |
280 км/ч |
400 км/ч |
Крейсерская скорость полета |
250 км/ч |
260 км/ч |
350 км/ч |
Максимальная масса взлетная |
1995 кг. |
1995 кг. |
2125 кг. |
Максимальная масса коммерческой нагрузки |
450 кг. |
450 кг. |
500 кг. |
Длина самолета |
8,55 м. |
8,55 м. |
8,55 м. |
Высота самолета |
3,16 м. |
3,16 м. |
3,16 м. |
Размах крыла |
12,7 м. |
12,7 м. |
12,7 м. |
Площадь крыла |
20 м. |
20 м. |
20 м. |
|