Як-42 (по кодификации НАТО — Clobber) — среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. Самолёт выпускался Смоленским (1977—1981) и Саратовским (1978—2000) авиационными заводами.
Як-42
Разработка самолёта началась в середине семидесятых годов в связи с потребностью «Аэрофлота» в пассажирском самолёте средней дальности, который мог бы заменить самолёты Ильюшина Ил-18 и Туполева Ту-134. В целях экономии времени в КБ решили разработать варианты самолета Як-40 с бо́льшей пассажировместимостью. Было изготовлено три опытных образца: первый со стреловидностью крыла 11°, а два других со стреловидностью 23°. Последний вариант и был выбран для серийных самолётов, получивших обозначение Як-42. Этот вариант также отличается от самолёта Як-40 полностью стреловидным хвостовым оперением, спаренными колёсами на каждой опоре шасси, и более мощными двигателями. Самолёт представляет собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции, тремя двухконтурными турбореактивными двигателями, убирающимся трёхопорным шасси, консольным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором.
Первый самолёт Як-42 поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980. Катастрофа самолёта Як-42 с бортовым номером «СССР-42529», произошедшая 28 июня 1982, на два года прервала производство Як-42 (с 1982 по 1984). В 1988 начато серийное производство новой модификации увеличенной дальности и MTOW — Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолёт был поставлен заказчику в 2002.
Состояние Як-42
С 1980 было выпущено 183 самолёта (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе и 172 на Саратовском авиазаводе.
На 1 января 2008 года эксплуатируется 126, ещё 40 находятся на хранении. 8 машин потеряно в катастрофах, 13 списаны по истечении ресурса.
Расход топлива Як-42
2300—3100 кг в час в зависимости от коммерческой загрузки (при крейсерском режиме полёта).
Модификации Як-42
Як-42 — исходная модель.
Як-42А — улучшенная версия Як-42Д.
Як-42Д — улучшенный вариант Як-42.
Як-42Д-100 — вариант Як-42 с западной авионикой (двигателями и БРЭО самолёта).
Як-42М, или Як-142, официально не является модификацией Як-42, но по сути это так[источник не указан 172 дня].
Як-42Ф — модификация для аэрофотосъемки, оснащен двумя большими подкрыльевыми контейнерами, в которых размещаются электрооптические датчики
Як-142 — модификация с увеличенным весом брутто.
Катастрофы Як-42
По данным на 15 августа 2009 года было потеряно 8 самолётов типа Як-42.
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
28.06.82
42529
около Мозыря
132/132
Упал с высоты 10 000м. Усталостное разрушение механизма
перестановки стабилизатора приведшее к потере управления. После этой
катастрофы эксплуатация Як-42 была приостановлена почти на 2 года до
внесения изменений в конструкцию
1986
42536
Быково
0/н.д.
учебный полет военного самолета, загорелся в воздухе
14.09.90
42351
Кольцово
4/128
рейс Волгоград-Свердловск, ошибка экипажа при заходе на посадку
31.07.92
B-2755
Нанкин
108/126
разбился при взлете из-за отказа техники
21.11.93
42390
около Охрида
115/116
Рейс Женева-Скопье, врезался в гору в сложных метеоусловиях
17.12.97
42334
Греция
70/70
Рейс Одесса-Салоники, ошибка при заходе на второй круг, врезался в гору
25.12.99
CU-T1285
Венесуэла
22/22
Выполнял рейс Гавана-Каракас в сложных метеоусловиях
26.05.03
42352
около Трабзона
75/75
Рейс Кабул-Бишкек-Трабзон-Сарагоса, врезался в гору при заходе на
посадку в тумане. Пассажирами лайнера были испанские военнослужащие,
возвращавшиеся из Афганистана