Ил-86 (по кодификации НАТО: Camber — «Изгиб») — четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина. Первый и самый массовый отечественный широкофюзеляжный самолёт. Производился серийно в 1980—1993 годах на авиационном заводе ВАСО в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов.
Ил-86
Самолет Ил-86 является первым серийным советским широкофюзеляжным самолётом. Потребность в таком самолёте возникла в нашей стране в 1967 году, когда «Аэрофлот» выработал требования к самолёту на 250—350 мест. В октябре 1967 года было принято Постановление Совета Министров СССР о разработке такого самолёта. В ОКБ им. Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта самолёта Ил-62-250 с удлинённым на 6,8 метров фюзеляжем. Однако данный проект развития не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить число кресел в ряду, но, стремясь сохранить достигнутый на Ил-62 уровень комфорта, в ОКБ проработали двухпалубный вариант, а также однопалубный вариант с фюзеляжем, имевшем овальное сечение с двумя раздельными кабинами. Но и эти предложения также были отклонены.
В начале 70-х годов в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-86. Среди требований, предъявленных к самолёту, было условие обеспечения перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Это условие потребовало провести обширный комплекс исследований, связанных с выбором диаметра фюзеляжа. Результатом этих исследований, в котором приняли участие специалисты ЦАГИ, стал фюзеляж, позволивший установить в одном ряду 9 кресел с двумя проходами, причём ширину этих проходов сделали больше, чем на однотипных зарубежных широкофюзеляжных самолётах типа McDonnell Douglas DC-10. Для обеспечения эксплуатации с относительно коротких ВПП была выбрана механизация крыла, состоящая из предкрылков и трёхщелевых закрылков, обеспечивающих высокую подъёмную силу.
Первый полёт опытного самолёта Ил-86 выполнил 22 декабря 1976 года экипаж Э. И. Кузнецова. В июне 1977 года самолёт был показан на Парижском международном авиационно-космическом салоне. В конце сентября 1978 года были завершены заводские испытания, после чего приступили к сертификационным испытаниям. Эти испытания завершились в 1980 году, и в конце того же года самолёт Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Ташкент. В 1981 на Ил-86 было установлено 18 мировых рекордов скорости в полете по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн.
Лётно-технические характеристики Ил-86
Экипаж
4
Пассажировместимость
350
Длина
59,94 м
Размах крыла
48,06 м
Высота
15,81 м
Площадь крыла
320 м²
Вес пустого самолёта
117,5 т
Максимальный взлётный вес
215 т
Крейсерская скорость
950 км/ч
Максимальная скорость
970 км/ч
Дальность полета
4 600 км
Вместимость грузоотсека
16 LD3
Эксплуатационный потолок
11 000 м
Требуемая длина ВПП
2 600 м
Силовая установка
ТРДД НК-86 (4 x 13000 кгс)
Расход топлива
11 500 кг/ч
Один самолёт Ил-86 построен в специальном варианте «Россия» для обслуживания Президента России и ещё два в варианте воздушного командного поста Ил-87 для управления вооруженными силами на случай ядерного конфликта.
В 80-х исследовались проекты самолётов Ил-86В и Ил-86Д, на которых предполагалось использовать английские двигатели ТРДД Роллс-Ройс RB211-22В тягой по 19000 кгс. Среднемагистральный самолёт Ил-86В имел удлинённый фюзеляж и рассчитывался на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3600—4000 км. Самолёт Ил-86Д предназначался для перевозки 330 пассажиров на расстояния более 9000 км. Этот самолёт послужил основой для дальнемагистрального самолёта Ил-96-300. Во второй половине 90-х изучалась возможность установки на самолёт высокоэкономичных двигателей ТРДД CFM56-5C-2 (4 x 14160 кгс), которые позволили бы увеличить дальность полёта с 350 пассажирами до 6400 км, но, по бытующему мнению, КБ Ильюшина из практических соображений не стало доводить до конца ремоторизацию Ил-86: по стоимости и многим параметрами такой Ил-86 занял бы нишу Ил-96.
ИЛ-86 считается одним из лучших самолётов России, и по оценке первого заместителя министра транспорта России, руководителя государственной службой гражданской авиации Александра Нерадько в 2003 году: «был и остаётся одним из самых надёжных авиалайнеров в мире». Такое утверждение не может считаться бесспорным в связи с тем, что количество выпущеных самолётов не столь значительно, как размеры серий сравниваемых типов.
Эксплуатация Ил-86
Ил-86 выпускался серийно в 1980—1993 на авиационном заводе в Воронеже. Всего было построено 103 самолёта. Три самолета были поставлены на экспорт в Китай. В 1980-х были реконструированы ВПП во многих крупных аэропортах СССР, что позволило им принимать самолёты Ил-86.
Единственным гражданским пользователем лайнера в советское время был «Аэрофлот». После распада СССР большое количество Ил-86 перешло на баланс отдельных авиаотрядов бывшей монополии. В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяженности, в постсоветское вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты. Массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось с 2001 года.
Нынешние операторы
На середину октября 2009 года в эксплуатации находилось 13 Ил-86:
«Атлант-Союз» (6),
«Аэрофлот-Дон» (4),
ВВС России (4).
Бывшие операторы
Среди операторов, имевших несколько самолетов:
Внуковские авиалинии (до 2001),
Аэрофлот (до 2005),
Узбекские авиалинии (до 2006),
Казахские авиалинии (до 2007),
Красэйр (до 2008),
Пулковские авиалинии (позднее ГТК Россия; до 2008),
Сибирь (до 2008),
Татарстан (до 2008),
«Уральские авиалинии» (до 2009, последний оператор регулярных рейсов).
Варианты Ил-86
Ил-86 — базовый вариант. Один экземпляр выполнен в специальном варианте для обслуживания президента РФ.
Ил-80/87 (по кодификации НАТО: Maxdome) — летающий командный пост. От обычных Ил-86 его отличает отсутствие иллюминаторов и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа. Построено 4 экземпляра.
Ил-86Д — проект модифицированного Ил-86, на базе которого был разработан самолёт Ил-96.
Аварии и происшествия с Ил-86
Из 106 построенных самолётов по состоянию на 8 июля 2008 года было потеряно четыре.
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
08.03.1994
86119
Дели
8+0/0
Падающий B-737 зацепил стоящий самолет, Ил-86 загорелся. Погибли обслуживавшие лайнер сотрудники аэропорта
06.1998
86080
Шереметьево
0/н.д.
Грубая посадка. Лайнер был списан 2 июля 1998 года
21.09.2001
86074
Дубаи
0/322
Посадка с невыпущенными шасси из-за грубых ошибок экипажа, при касании ВПП лайнер загорелся.
28.07.2002
86060
Шереметьево
14/16
При взлёте произошло сваливание из-за выхода на закритический угол
атаки. Сломался контакт переключателя управления стабилизатором.
Стабилизатор отклонился на максимальный угол – 12 градусов