Ил-14 (по кодификации НАТО: Crate) — поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолёт. Разработан в СССР в конце 1940-х для замены устаревших Ли-2 и Ил-12.
Ил-14
Первый полёт Ил-14 совершил в 1950. Всего выпущено 3500 экземпляров (из них 80 в ГДР на Дрезденском авиазаводе, 203 в Чехословакии на заводе «Авиа»). Схожая с Ил-14 модель выпускалась в Китае (Y-6).
В 1946 по окончании госиспытаний Ил-12 ОКБ С. В. Ильюшина приступило к созданию пассажирского самолёта, способного обеспечить безопасное завершение взлёта после отказа двигателя. По аэродинамическим и компоновочным особенностям первый вариант нового самолёта Ил-14 повторял самолёт Ил-12, отличаясь от него только несколько большими размерами и массой. На Ил-14 предполагалось установить два поршневых двигателя воздушного охлаждения АШ-73 с взлётной мощностью 1765 кВт (2400 л.с.). Изменилась взлётно-посадочная механизация крыла: на нём устанавливали только закрылки, и его аэродинамическое качество с выпущенными закрылками в диапазоне от скорости отрыва и до 175 км/ч стало выше, чем у крыла с неотклонёнными закрылками, что позволяло самолёту быстрее оторваться от земли и набрать высоту. Дополнительному уменьшению лобового сопротивления самолёта на взлёте способствовало сокращение времени уборки шасси и флюгирования воздушного винта. Сохраняя компоновочные особенности пассажирской кабины самолёта Ил-12 на 18 пассажирских мест, новый самолёт имел значительно более передний диапазон эксплуатационных центровок, равный 12-19 % САХ (по сравнению с 19-22 % на Ил-12), что улучшило устойчивость самолёта на земле. Были проведены работы по совершенствованию противообледенительной системы самолёта, использующей выхлопные газы двигателей.
Комплексные испытания самолёта Ил-14П проводились впервые в СССР и впоследствии они стали обязательным элементом программ лётных испытаний всех советских многодвигательных пассажирских самолётов. На государственные испытания самолёт был предъявлен в конце 1951, в августе 1952 начались эксплуатационные испытания самолёта в самых различных метеоусловиях. Ил-14П зарекомендовал себя как высоконадёжный, безопасный, простой в управлении и в обслуживании, способный взлетать и садиться на небольших аэродромах с грунтовым покрытием, экономичный в эксплуатации самолёт. По сравнению с Ил-12 максимальная скорость Ил-14П увеличилась на 30 км/ч. Самолёт мог совершать длительный горизонтальный полёт с одним работающим двигателем и выпущенным шасси. По результатам эксплуатационных испытаний самолёта Ил-14П было сделано заключение о том, что Ил-14П с двумя улучшенными двигателями АШ-82Т пригоден для использования на линиях ГВФ. Высокий уровень безопасности полёта Ил-14П определил принятие решения о его запуске в серийное производство весной 1953. Затем документация для серийного производства этих самолётов была передана в ЧССР, где они выпускались под обозначением АВИА-14, а также в ГДР.
Регулярные перевозки пассажиров на самолётах Ил-14П начались 30 ноября 1954. В 1955 во время визитов советской правительственной делегации в Индию, Бирму и Афганистан десять самолётов Ил-14П пролетели в общей сложности по 22 500 км. Ил-14П в середине 1950-х стал основным магистральным самолётом Аэрофлота. Самолёты Ил-14П (18 пассажирских мест) и Ил-14М (24 места) до начала 1960-х являлись основными типами советских пассажирских самолётов на магистральных внутренних и международных воздушных линиях. После внедрения на авиалиниях СССР газотурбинных пассажирских самолётов Ан-24, Ил-14 стали использоваться на местных воздушных линиях. Пассажировместимость на Ил-14П постепенно повышалась от 24 до 32 мест, Ил-14М — от 28 до 36 мест.
Был создан ряд специальных вариантов самолёта Ил-14:
грузовые самолёты Ил-14Г, рассчитанные на перевозку 3500 кг;
транспортные самолёты Ил-14Т;
транспортно-десантные самолёты Ил-14-ЗОД;
аэрофотосъёмщики Ил-14ФК и Ил-14ФКМ.
Назначенный ресурс самолёта постепенно продлялся:
1957 — 3000 ч
1961 — 5000 ч
1962 — 10000 ч
1963 — 15000 ч
1966 — 25000 ч
1969 — 30000 ч
1972 — 35000 ч
Ремонт Ил-14 производился с 1953 на авиаремзаводе № 407 (Быково), с 1962 — на Минском авиаремонтном заводе. Ремонт самолётов Ил-14 прекращён в 1986.
Самолёты Ил-12 и Ил-14 составили значительную эпоху в развитии советской гражданской авиации: рост парка этих самолётов, возрастание интенсивности их движения привели к увеличению объёма пассажирских авиаперевозок в стране. Совершенная радионавигационная аппаратура в сочетании с созданием комплекса наземных радиотехнических средств позволила лётчикам Аэрофлота быстро освоить регулярные полёты с пассажирами в сложных метеорологических условиях и ночью с выполнением захода на посадку по приборам, что превратило гражданскую авиацию в один из основных видов пассажирского транспорта.
В 1970-х продолжалась эксплуатация самолётов семейства Ил-14 на местных воздушных линиях в ряде регионов СССР (особенно на Крайнем Севере и в Сибири). В 1980-х эти самолёты на регулярных линиях уже практически не использовались, однако широко применялись для служебных транспортных перевозок в военной и экспериментальной авиации. Массовое списание остававшихся в строю Ил-14 было проведено в конце 1980-х.
Операторы Ил-14
Гражданские
Аэрофлот, Balkan Bulgarian Airlines, CAAC, CSA, Cubana, Interflug, JAT Yugoslavia, LOT, Malev, Mongolian Airlines - UVS-MNR Air Mongol, Tabso (Болгария) , Tarom, Ukamp North Korea и Yeman Airlines
Военные
Албания, Алжир, Афганистан, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Китай, КНДР, Куба, Польша, Сирия, СССР, Чехословакия и Югославия