Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic) — пассажирский самолёт для авиалиний сверхбольшой протяжённости, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в 1960. Первый полет совершил в 1963. В эксплуатации с 1967. Производился серийно в 1966—1995. Всего было выпущено 276 самолётов. Последний борт с/н 2357711 был построен в 2004 году, для правительства Судана.
Ил-62
Реактивный пассажирский самолёт второго поколения, Ил-62 стал первым советским реактивным самолётом, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелёты. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил «бортом № 1» для перевозки руководства СССР. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу.
Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.
Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 1964 сменили на новые НК-8 (9500 кгс), а позже на модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию.
С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта Ил-62М. Новый вариант, имевший также обозначение Ил-62М-200, отличается от исходного самолёта более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол, размещением в вертикальном оперении дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров, усовершенствованной системой управления и т. д.
Лётные испытания самолёта Ил-62М были проведены в 1970—1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62М используются на наиболее протяженных маршрутах. В 1975 году на нём был выполнен перелет из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.
В 1978 году появился вариант Ил-62МК, отличавшейся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 186 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а платная нагрузка почти до 23 тонн.
Ил-62
Ил-62М
Размах крыла
42.5 м
Длина
53.12 м
Высота
12.35 м
Угол стреловидности крыла
32.5°
Максимальная дальность полета
10,000 км
11,050 км
Максимальный взлетный вес
161.6 т
165 т
База шасси
24.48 м
Крейсерская скорость
850 км/ч
Максимальная скорость
870 км/ч
Пассажировместимость
186
Особенности Ил-62
Особенностью конструкции самолёта является небольшая четвёртая двухколесная задняя опора шасси, используемая для предотвращения опрокидывания пустого самолёта при стоянке и рулении. Компоновка самолета такова, что центр тяжести пустого самолета находится позади основных опор шасси.
Ил-62 стал первым отечественным реактивным самолетом, на котором был применен реверс тяги двигателей.
Эксплуатация Ил-62
Самолеты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969—1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 290 самолетов: 3 прототипа (построены в Москве), 94 Ил-62 и 193 Ил-62М и Ил-62МК. Из этого количества 81 самолет был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия.
К началу 90-х годов четырёхдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолетов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России.
По состоянию на начало 2009 года в эксплуатации остается 39 Ил-62: 20 в России, 10 в Казахстане, 4 в КНДР, 2 на Кубе, 2 в Украине и 1 в Судане. Самолёты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов. Остальной выпуск Ил-62 по данным того же источника распределяется так:
потеряно в авариях — 23 (см. ниже)
порезано на металлолом — 114
готовится к порезке — 24
в музеях и в виде ресторанов — 17 (11 и 6)
на хранении — 71, из них в лётно-пригодном состоянии не более 30.
Авиационные происшествия с Ил-62
Всего по данным на 24 июля 2009 года потеряно 23 самолета типа Ил-62. Произошло 12 авиакатастроф с его участием.
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
25.02.1965
06156
Жуковский
10/10
испытательный полёт, разбился при взлёте
16.06.1972
SU-ARN
Египет
0/59
вылетел за пределы ВПП
14.08.1972
DM-SEA
ГДР
156/156
проблемы с управлением элеронами и пожар на борту
13.10.1972
86671
Шереметьево
174/174
разбился при третьей попытке захода на посадку
23.03.1973
B-2002
Китай
н.д.
подробности неизвестны
20.08.1975
OK-DBF
около Дамаска
126/128
Разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа
27.05.1977
86614
Гавана
1+68/70
При заходе на посадку задел линии ЛЭП
14.03.1980
SP-LAA
Варшава
87/87
При заходе на посадку разрушился второй двигатель
06.07.1982
86513
около Москвы
90/90
Сигнал пожара обоих двигателей. КВС отключил их и самолёт упа
29.09.1982
86470
Люксембург
14/77
При посадке не сработал реверс первого двигателя
01.07.1983
P-889
Лабе
23/23
Врезался в горы
09.05.1987
SP-LBG
Варшава
183/183
При наборе высоты взорвался второй двигатель.
17.06.1989
DDR-SEW
Берлин
1+21/113
При взлёте заклинило задний руль и элероны
03.09.1989
CU-T1281
Гавана
45+126/126
Взлетал в сложных метеоусловиях, врезался в жилые дома
30.06.1990
86456
Якутск
0/109
При посадке два двигателя переведены во взлётный режим
21.11.1990
86613
Якутск
0/176
Вылетел за пределы ВПП, не использовав реверс
10.1992
86703
Домодедово
0/0
Сгорел при заправке
24.04.1998
YR-IRD
Стамбул
0/73
Двигатель взорвался в начале взлёта
11.11.1998
86564
Анкоридж
0/12
Хвост самолёта срезан B-747, который не вписался в поворот.
23.10.2002
86452
Бишкек
0/11
Технический рейс. Грубые ошибки экипажа при посадке.
29.03.2006
5A-DKR
Домодедово
0/6
При посадке вместо реверса включён взлетный режим.
20.04.2008
CU-T1283
Санто-Доминго
0/117
Разрушение двигателя вскоре после взлёта. Машина списана.
24.07.2009
UP-I6208
Мешхед
16/153
При посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в ограждение.