Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Высокоплан

Высокоплан — самолёт (моноплан), крыло в котором проходит через верхнюю половину фюзеляжа, располагается на нём или над ним (высокоплан-парасоль).

МиГ-23

Истребитель МиГ-23 — высокоплан

Преимущества высокого расположения крыла

* Низкое расположение фюзеляжа, что упрощает и ускоряет загрузку самолёта, особенно — грузовых и военно-транспортных модификаций (поэтому грузовые самолёты (не переделанные из пассажирских) в основном высокопланы — например, Ан-12, Ан-24/Ан-26, Ан-124, Ан-225, Ил-76 и т. д.)
* Высокое расположение двигателей, что снижает вероятность их повреждения при взлёте и посадке на необорудованных взлётно-посадочных полосах (например, в боевых условиях).
* Уменьшается паразитная аэродинамическая интерференция крыла с фюзеляжем, характерная для низкого расположения крыльев.
* Улучшается продольная устойчивость самолёта на больших углах атаки.

Недостатки высокого расположения крыла

* Основные стойки шасси трудно разместить в гондолах на крыле ввиду больших потребных размеров амортизационных стоек и усложнения конструкции, что снижает надёжность механизмов шасси. Поэтому шасси на высокопланах устанавливается в обтекателях на фюзеляже, что уменьшает колею шасси и поэтому ухудшает поперечную устойчивость самолёта на земле при разбеге и пробеге в условиях бокового ветра. Исключения — высокопланы Ан-24/Ан-26, Fokker 50 и Bombardier Dash 8 — однако у последнего типа возникало много проблем с выпуском и уборкой шасси, что и привело к его выводу из флота авиакомпании Scandinavian Airlines в октябре 2007.
* Обслуживание двигателей и крыла у высокопланов труднее, чем у низкопланов, так как для этого требуются стремянки и приспособления большей высоты.