Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

СБ (АНТ-40)

АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева. 7 октября 1934 года лётчик-испытатель К. К. Попов поднимает в первый полёт АНТ −40 . Головной серийный самолёт СБ был выпущен весной 1936 года. За годы серийной постройки СБ неоднократно модернизировался. Всего до момента прекращения серийного выпуска в 1941 году было выпущено 6831 самолётов различных модификаций.

СБ (АНТ-40)

СБ (АНТ-40)

Модификации АНТ-40-1 или СБ 2РЦ

Первый прототип с двигателями "Райт-Циклон" (РЦ) мощностью 730 л.с. (545 кВт). Построен в октябре 1934 года. Лётные испытания начались 7 октября, полёты проводил лётчик К.К. Попов. 31 октября прототип был разбит при посадке. К февралю 1935 году самолёт был восстановлен и второй цикл испытаний проводился с 5 февраля по 31 июля 1935 года. В дальнейшем СБ с двигателями "Райт-Циклон" использовался в качестве экспериментальной машины для отработки новых технических решений (например, лыжного шасси).

ANT-40-2 или СБ 2ИС

Прототип с двигателями "Испано-Сьюза" (ИС) мощностью 780 л.с. Построен в конце 1934 года, первый полёт совершил 30 декабря 1934 под управлением Н.С. Журова. На начавшихся в январе 1935 года лётных испытаниях самолёт показал скорость 433 км/ч. Испытания продолжались до апреля 1936 года. Прототип стал эталоном для серийного производства.

СБ 2М-100

Первая серийная модель. Площадь крыла была увеличена до 56,7 м², нормальная полётная масса до 5628 кг, что привело к снижению максимальной скорости до 393 км/ч. На самолёт были установлены двигатели Климова М-100 (выпускаемые по лицензии двигатели "Испано-Сьюза" 12Y).

ДИ-8 или АНТ-46

двухместный тяжёлый истребитель с двигателями Гном-Рон "Мистраль-Мажор" 14К мощностью 800 л.с., вооружённый двумя динамореактивными 76,2 мм пушками АПК-4, с боезапасом 15 снарядов на ствол. Самолёт был снят с плана производства в 1936 году из-за затянувшейся подготовки к ГосИспытаниям, связанной с перевооружением истребителя в результате прекращения работ по динамореактивным пушкам (более перспективным оружием истребителя были признаны ракеты РС).

СБ 2М-100А

Самолёт с новыми двигателями мощностью 860 л.с. (642 кВт) и с новыми капотами двигателей. Производился с конца 1936 года. В мае-июне 1937 года проводились испытания СБ с новыми оборонительными турелями МВ-2 и МВ-3. Несмотря на рекомендацию внедрения турелей в серийное производства, самолёты стали оснащаться ими только с 1940 года.

СБ 2М-103 или СБ бис

Серийная версия с новыми двигателями М-103 мощностью 960 л.с., новой кабиной штурмана и управляемым хвостовым колесом. Первая серия испытаний проводилась с сентября 1937 по март 1938, вторая - с 27 июня 1938 по 19 сентября 1938. Начиная с этой версии самолёт имел убирающиеся лыжные шасси. 2 сентября 1937 года на первом СБ бис М.Ю. Алексеев установил официальный рекорд высоты, подняв груз массой 1000 кг на высоту 12 244 м. 1 ноября 1936 он поднялся на высоту 12 692 м.

ПС-40

Пассажирская версия самолёта АНТ-40 для Аэрофлота, построена в 1938 году.

УСБ

Учебно-тренировочный вариант, строился малой серией. На месте кабины штурмана была размещена кабина инструктора с параллельным управлением и полным комплектом приборов. Самолёт испытывался в марте 1938 года.

СБ бис 2

Самолёт имел новые лобовые радиаторы, гладкую обшивку крыла, бронеспинку пилота и усиленную конструкцию планера. Самолёт имел воздушный винты ВИШ-2, затем ВИШ-22. Максимальная бомбовая нагрузка возросла до 1600 кг, благодаря наружным держателям для бомб; боевой радиус составил 600 км. Максимальная скорость самолёта 419 км/ч. С 1940 года на самолёт устанавливались новые оборонительные турели. Самолёт производился со второго полугодия 1938 года.

СБ бис 3

Самолёт имел новые водорадиаторы туннельного типа. Имел самые высокие скоростные характеристики: 445 км/ч на высоте 4500 м, однако из-за ненадёжности радиаторов серийно не строился. Испытывался с 1 ноября 1937 по 17 января 1938 года.

ПС-41

Переданные Аэрофлоту самолёты СБ бис 2, переделанные в почтовые. Самолёт имел внешние топливные баки и мог нести полезную нагрузку массой 180 кг.

ММН

Скоростной бомбардировщик с двигателями М-105 мощностью 1050 л.с. и меньшей площадью крыла. Самолёт проходил испытания в 1939 году. Из-за несоответствия лётных характеристик заданным самолёт испытания не прошёл.

СБ-РК или Ар-2

Пикирующий бомбардировщик оснащённый двумя двигателями М-105Р мощностью 1100 л.с. с воздушными винтами ВИШ-22Е. Самолёт имел уменьшенную площадь крыла и новую носовую часть по типу ММН, также он был оснащён воздушными тормозами и автоматом вывода из пикирования. Воздушные радиаторы были вписаны в консоли крыла рядом с мотогондолами, при этом выходные отверстия располагались на верхней поверхности крыла. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 1600 кг. Самолёт выпускался малой серией. В производстве заменён пикирующим бомбардировщиком Пе-2.

СБ с носовым колесом

Экспериментальный самолёт ЦАГИ, проходил испытания в 1940-1941 годах под управлением лётчика М.Л. Галлая. Создан в одном экземпляре для изучения преимуществ и недостатков, связанных с носовым расположением колеса (по сравнению с хвостовым расположением, стандартным для самолетов 1930-х годов). Для этого в носовой части обычного СБ было установлено неубирающееся шасси, и в таком виде самолет совершил серию взлетов и посадок в разных метеорологических условиях и на разные типы аэродромов.

АНТ-41

Торпедоносец на базе СБ.

Технические характеристики СБ (АНТ-40)

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 12,57 м
  • Размах крыла: 20,33 м
  • Высота: 3,48 м
  • Площадь крыла: 56,7 м²
  • Масса пустого: 4 768 кг
  • Масса снаряженного: 7 880 кг
  • Двигатели: 2× М103 мощностью 960 л.с. (716 кВт)

Лётные характеристики СБ (АНТ-40)

  • Максимальная скорость: 450 км/ч
  • Крейсерская скорость: 375 км/ч
  • Практическая дальность: 2 300 км
  • Практический потолок: 7 800 м
  • Скороподъёмность: 9,5 м/с
  • Длина разбега\пробега: 300-350 м
  • Нагрузка на крыло: 141 кг/м²
  • Тяговооружённость: 180 Вт/кг

Вооружение СБ (АНТ-40)

  • Пулемётное: 6× 7,62 мм пулемётов ШКАС
  • Бомбовая нагрузка: 600 кг

Видео СБ (АНТ-40)

<<  Кертисс JN-4

>>  T-33 Шутинг Стар