Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Истребитель-бомбардировщик Republic P-47 Thunderbolt (Рипаблик P-47 «Тандерболт»)

Рипаблик P-47 «Тандерболт» (англ. Republic P-47 Thunderbolt) — истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой войны. Был одним из основных истребителей ВВС США времен войны. Особенно хорошо выполнял роль штурмовика. Поставлялся в СССР по ленд-лизу.

Republic P-47 Thunderbolt (Рипаблик P-47 «Тандерболт»)

Republic P-47 Thunderbolt (Рипаблик P-47 «Тандерболт»)
Оригинальное названиеRepublic P-47 Thunderbolt
Основное предназначениеИстребитель-бомбардировщик
Экипаж, чел.1
СтранаСША
Силовая установка
Тип двигателя(-ей)Pratt & Whitney R-2800, 1890 кВт (2535 л.с.)
Вес
Вес пустого, кг4'690
Максимальный взлётный вес, кг8’278
Габаритные размеры
Длина, м11,01
Высота, м4,47
Размах крыльев, м12,43
Площадь крыльев, кв.м27,87
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/час700 (на высоте 9000 м)
Максимальная высота полёта, м13 000
Радиус боевого применения, кмболее 1000
Вооружение
Пулемётное вооружение8 пулемётов Browning M2
кал. 12,7 мм
Дополнительное вооружениедо 900 кг бомб на внешних подвесках

Машина создана компанией Republic Aviation Company под руководством конструкторов русского и грузинского происхождения А. Н. Северского и А. М. Картвели.

Официальное название машины, как и у многих других моделей компании Republic Aviation связано со словом thunder — «гром» (thunderbolt — «удар грома»). За форму фюзеляжа машина получила неформальное прозвище «Джаг» (англ. Jug), что означает «кувшин». Британцы считали, что Jug является сокращением от Juggernaut (Джаггернаут — непреклонная сила) ссылаясь на рекордные размеры и вес, высокую мощность двигателя и внушительное вооружение самолета. Другое неформальное название самолета — T-bolt.

К концу войны P-47 был самым массовым истребителем США.

Предыстория

Компания «Рипаблик авиэйшн» (англ. Republic Aviation) была образована из Seversky Aircraft Company, компании, основанной известным русским летчиком А. Н. Северским. В компании работало много русских и грузинских эмигрантов, включая ведущего констуктора А. М. Картвели.

В СССР

СССР получил по ленд-лизу 203 машины P-47D. Применялись в частях ПВО, как высотный истребитель для защиты тыловых городов. В отличие от западного фронта, как фронтовой штурмовик применения не получил. Получил прозвище «Кувшин» из-за характерного поперечного сечения.

Основные модификации Рипаблик P-47 «Тандерболт»

Р-47В - двигатель R-2800-21 (2000 л.с). До сентября 1942 г. завод «Рипаблик» в Фармингдейле построил 170 машин.

Р-47С - применена новая моторама, что вызвало удлинение фюзеляжа. Предусмотрена подвеска под фюзеляжем 756-л ПТБ. На сериях Р-47С-1 и С-2 устанавливался мотор R-2800-21, а на Р-47С-5 — R-2800-59 (2300 л.с). В сентябре 1942 — феврале 1943 гг. изготовлено 602 машины, из них 362 Р-47С-5.

P-47D - наиболее массовая модификация. Строилась заводами в Фармингдейле и Эвансвилле. Первые серии отличались от Р-47С лишь доработками в системе турбокомпрессора и усиленной бронезащитой пилота. С серии P-47D-3 двигатель R-2800-21 оборудовался системой форсирования впрыском водяной смеси, с P-47D-15 устанавливались подкрыльевые узлы подвески и двигатель R-2800-63, развивавший на чрезвычайном режиме 2535 л.с. С P-47D-20 устанавливали новое, т.н. «универсальное» крыло под которым можно было подвесить различную боевую нагрузку или ПТБ, а также двигатели R-2800-59 или -63. Радикальные изменения во внешнем виде были внесены с серии P-47D-25, когда на самолете появился каплевидный фонарь, существенно улучшивший обзор. Начиная с серии P-47D-30 устанавливались подкрыльевые направляющие для 10 127-мм НАР HVAR. На всех сериях могло устанавливаться 6 или 8 12,7-мм пулеметом (боекомплект по 425 патронов на ствол). Общий объем производства P-47D составил 12602 единицы, из них 5423 машины со старым фонарем, переходящим в гаргрот (3962 сдал завод в Фармингдейле и 1461 — в Эвансвилле) и 7179 — с каплевидным фонарем (соответственно, 2547 и 2632). Самолеты производства завода в Фармингдейле обозначались буквами RE после номера серии, в Эвансвилле — RA.

P-47G - вариант производства фирмы «Кертисс», строился на заводе в Баффало с декабря 1942 г. до марта 1944 г. Первые 20 самолетов соответствовали Р-47С, последующие — P-47D. В общей сложности построили 354 самолета.

Р-47М - облегченный скоростной вариант, оптимизированный для перехвата крылатых ракет V-1 и борьбы с ракетными и реактивными истребителями Люфтваффе. Двигатель R-2800-57 с турбокомпрессором СН-5 развивал мощность 2800 л.с. Подкрыльевые держатели для бомб и ракет отсутствовали. Построено 4 прототипа YP-47M, переоборудованных из P-47D-27, и 130 серийных самолетов, поставляемых с декабря 1944 г.

P-47N - истребитель дальнего действия, предназначенный для применения на Тихоокеанском ТВД. Применено крыло увеличенного размаха с консольными топливными баками емкостью по 350 л. Вооружение — 6-8 12,7-мм пулеметов (боекомплект по 500 патронов). Двигатель R-2800-57. Первый серийный Р-47N-1 был облетан в сентябре 1944 г., но полномасштабное производство началось лишь в 1945 г. (в 1944 г. изготовили лишь 24 машины). С серии P-47N-5 устанавливались направляющие для НАР, с P-47N-25 — двигатель R-2800-77. До декабря 1945 г. изготовлено 1816 самолетов, из них 1667 — заводом в Фармигдейле и 149 — в Эвансвилле.

Испытывались, но серийно не строились модификации ХР-47Е (Р-47В с гермокабиной), XP-47F (Р-47В с крылом меньшей площади ламинарного профиля), ЧХР-47Н (P-47D под двигатель жидкостного охлаждения «Крайслер» XIV-2220-1 мощностью 2300 л.с.) и XP-47J (скоростной вариант P-47D).

  • Общий объем серийного производства «Тандерболта» составил 15683 самолета.

Боевое использование Р-47 «Тандерболт»

Первой в ВВС Армии США освоение Р-47В начала 56-я ИАГ. Освоение шло трудно — за период обучения группа потеряла 13 пилотов и 41 самолет! В боевых условиях Р-47В не применялся. В декабре 1942 г. первые Р-47С прибыли на Британские о-ва, поступив на вооружение 4-й ИАГ. Такими же самолетами вооружили 78-ю ИАГ и — после прибытия в Британию — 56-ю группу. Все три группы вошли в состав 8-й воздушной армии и применялись для сопровождения бомбардировщиков, а к концу 1943 г. к ним присоединилось ещё 7 групп, вооруженных P-47D. Но к тому времени функции эскортных истребителей все больше перенимали на себя Р-38 и Р-51, «Тандерболты» же постепенно переключались на задания штурмовиков. Не менее 14 групп P-47D из состава 9-й ВА поддерживали и прикрывали с воздуха высадку в Нормандии в июне 1944 г. Р-47М попали в 56-ю ИАГ, но из-за проблем с двигателями до конца войны в Европе в бой так и не вступили.

В Италии на Р-47С воевала 325-я ИАГ, а на Р-47D — 59-я, 79-я и ещё 5 групп.

На Тихоокеанском ТВД P-47D дебютировали в июне 1943 г. в составе 348-й ИАГ (5-я ВА) — с территории Австралии они штурмовали цели на Новой Гвинее. Вслед за ней «Тандерболтами» вооружили 348-ю, 35-ю, 58-ю группы и некоторые другие части. В апреле 1944 г. P-47D появились в Бирме (33-я, 80-я и 81-я ИАГ). К концу 1944 г. в составе ВВС Армии США на Р-47 летала 31 группа.

P-47N применялись исключительно на Тихом океане для сопровождения бомбардировщиков В-29. Эту модификацию эксплуатировали пять авиагрупп, действовавших с Гуама, Сайпана и Окинавы.

В ВВС США самолеты P-47D и P-47N (с 1948 г. — F-47D и F-47N) эксплуатировались до 1955 г. (в частях ВВС Национальной гвардии).

830 P-47D поступило в Великобританию, где самолеты с гаргротом обозначались «Тандерболт» Mk.l, а с каплевидным фонарем — «Тандерболт» Mk.ll. Подавляющее большинство их использовалось в Бирме, где первой в бой на «Тандерболтах» пошла 5-я АЭ. К концу 1944 г. ими вооружили ещё 8 эскадрилий, а в 1945 г. — 7 АЭ, правда, многие из них не успели принять участие в боевых действиях. После капитуляции Японии «Тандерболты» были быстро сняты с вооружения Королевских ВВС.

ВВС Свободной Франции получили в течение войны 446 P-47D, применявшихся, главным образом, на Средиземноморском ТВД. После окончания войны Франция получила и P-47N. «Тандерболты» вплоть до 1951 г. оставались на вооружении истребительных групп французских ВВС, а затем до 1960 г. использовались в качестве противоповстанческих штурмовиков в Алжире.

В ходе войны P-47D получили две латиноамериканские страны — Бразилия (88 единиц) и Мексика (25). Бразильские «Тандерболты» в составе 1-й ИАГ воевали с ноября 1944 г. в Италии, мексиканские в составе 201-й АЭ — с начала 1945 г. на Филиппинах.

Советскому Союзу было отправлено 203 «Тандерболта» — 3 P-47D-10 и по 100 P-47D-22 и P-47D-27, из них достигли СССР 195 машин — 190 в 1944 г. и 5 в 1945 г. Поначалу большинство из них попало в части Юго-Западного фронта ПВО на территории Украины, но для применения в качестве перехватчика P-47D оказался малоподходящим, и уже к маю 1945 г. в ПВО «Тандерболтов» не осталось. Несколько дольше P-47D прослужили в морской авиации. В частности, на Северном флоте их эксплуатировал 255-й ИАП, перевооруженный в мае-июне 1945 г., на Балтике — 15-й разведывательный авиаполк, были они и на Черноморском флоте. После окончания войны «Тандерболты» несколько лет служили в учебных частях.

В общей сложности, за 2,5 года боевой карьеры «Тандерболты» совершили миллион боевых вылетов, уничтожив 12000 вражеских самолетов. Собственные потери составили 5222 Р-47, но из них только 824 в бою. Уровень потерь «Тандерболтов» по отношению к количеству боевых вылетов — 0,7 % — был очень низкий.

После Второй мировой войны P-47D поступили на вооружение Боливии, Венесуэлы, Гондураса, Доминиканской Республики, Китая, Колумбии, Ирана, Никарагуа, Перу, Турции, Чили, Эквадора, Югославии. В некоторых странах «Тандерболты» прослужили до конца 60-х гг.

Технические характеристики Republic P-47 «Тандерболт» («Громобой»)

  • Двигатель: Пратт энд Уитни R-2800-21;
    • мощность, л.с.: 2000;
  • Размах крыла, м.: 12,45;
  • Длина самолета, м.: 10,76;
  • Высота самолета, м.: 4,31;
  • Площадь крыла, кв. м.: 27,9;
  • Масса, кг:
    • пустого самолета: 4243;
    • взлетная: 5560;
    • максимальная взлетная: 6065;
  • Максимальная скорость, км/ч:
    • на высоте 1525 м.: 558;
  • Скороподъемность у земли, м/с: 13;
  • Практический потолок, м.: 12810;
  • Дальность полета, км (с ПТБ): 880.

Republic P-47 «Тандерболт»

<<  P-51 Мустанг

>>  T-6 Тексан