Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Republic F-84 Thunderjet (Рипаблик F-84 «Тандерджет»)

Оригинальное названиеRepublic F-84 Thunderjet
ТТХ приведены для модификацииF-84G
Основное предназначениеИстребитель, истребитель-бомбардировщик
Экипаж, чел.1
СтранаСША
Силовая установка
Количество двигателей1
Тип двигателя(-ей)Wright J65-A-29 турбореактивный, тягой 2539кг
Вес
Вес пустого, кг5200
Максимальный взлётный вес, кг12700
Габаритные размеры
Длина, м11,71
Высота, м3,91
Размах крыльев, м11,07
Площадь крыльев, кв.м24,18
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/час973
Максимальная высота полёта, м12344
Радиус боевого применения, км1609
Вооружение
Пулемётное вооружение6 пулемётов калибра 12,7 мм
Дополнительное вооружениедо 1814 кг дополнительного вооружения на внешних подвесках
Рипаблик F-84 «Тандерджет» (англ. Republic F-84 Thunderjet) — одноместный, одномоторный реактивный истребитель, истребитель-бомбардировщик.

Republic F-84 Thunderjet (Рипаблик F-84 «Тандерджет»)

Republic F-84 Thunderjet (Рипаблик F-84 «Тандерджет»)

Общие сведения

F-84 первый реактивный истребителем поступивший на вооружение многих стран НАТО. Работы над проектом начались летом 1944-го, когда авиакомпания Рипаблик начала рассматривать возможность использования турбореактивного двигателя на базе самолёта P-47 «Тандерболт». Первые расчёта показали бесперспективность этой идеи и уже в ноябре того же года конструкторы компании, под руководством Александра Картвели приступили к разработке принципиально нового самолёта на базе двигателя General Electric J35.

Варианты

F-84B

Первый из трёх прототипов был готов в декабре 1945 года и совершил свой первый полёт 28 февраля 1946. За тремя прототипами последовали 15 самолётов под обозначением YP-84A, которые предназначались для ВВС США. Эти машины, поступившие в войска весной 1947 года, были впоследствии переделаны в соответствии со стандартом F-84B. Именно F-84B стал первой серийно выпускавшейся моделью самолёта и оснащался катапультирующимся креслом пилота фирмы Мартин-Бейкер, шестью пулемётами калибра 12,7 мм и подкрыльными пилонами для пуска ракет. Поставки F-84B начались с лета 1947-го; первые самолёты поступили на вооружение 14-й Истребительной Группы, всего было построено 226 машин.

F-84C
F-84D
F-84E
F-84F Thunderstreak

За ними последовали F-84C, в количестве 191 машин. В основном они были аналогичны предыдущей модели, за исключением усовершенствованного электронного оборудования и модифицированных бомбовых механизмов. Следующей моделью был F-84D, имевший усиленную конструкцию крыла и модифицированную топливную систему. Этих самолётов было построено в общей сложности 151. В мае 1949 появилась модификация F-84E, которая в дополнение к своим шести пулемётам была способна нести две 454 килограммовые бомбы или 32 ракеты. F-84G, который появился в 1952 году, был впервые оснащен системой дозаправки топливом в полёте. Это также был первый истребитель ВВС США, способный нести тактическое ядерное оружие.

Боевое применение Republic F-84 Thunderjet (Рипаблик F-84 «Тандерджет»)

F-84 широко использовался во время войны в Корее с конца 1950 года. Этот самолёт намного уступал советскому истребителю МиГ-15, однако хорошо зарекомендовал себя в качестве истребителя-бомбардировщика. F-84G появились в небе Кореи в 1952 году, и в заключительные месяцы войны самолёты, входившие в состав 49-го и 58-го истребительно-бомбардировочных крыльев, нанесли удары по северокорейским ирригационным дамбам, имевшим жизнено важное значение для местной экономики. Первой целью стала плотина Токсан, располагавшаяся на реке Потонг в 20 километрах к северу от Пхеньяна. Удар был нанесён во второй половине дня 13 мая 1952 года. В налёте участвовало 59 F-84 из состава 58 ИБК, оснащенных 454-килограммовыми бомбами. Первые результаты казались разочаровывающими: несмотря на незначительные повреждения плотина не была разрушена. Однако фотографии, полученые на следующее утро с помощью самолёта-разведчика RF-80, показали, что цели всё-таки удалось достичь. За ночь давление воды разрушило повреждённую плотину, и наводнение покрыло обширную территорию, в том числе было уничтожено несколько километров железных дорог, шоссе, соединявшее север и юг страны, аэродром, несколько населённых пунктов. Только одним этим ударом транспортной системе Северной Кореи был нанесён больший урон, чем за несколько предыдущих недель непосредственных бомбардировок. Воодушевлённый этим успехом главнокомандующий американских войск генерал Уэйланд немедленно отдал приказ об ударах по плотинам Часан и Кувонга.

Можно сказать, что F-84 поставил последнюю точку в Корейской войне, когда 27 июля 1953 года самолёты из состава 49-го и 58-го ИБК нанесли удары по аэродромам на севере страны.

Republic F-84 Thunderjet (Рипаблик F-84 «Тандерджет»)

<<  Цессна 152

>>  Дуглас DB-7