Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Messerschmitt Bf.110 (Мессершмитт Bf.110)

Мессершмитт Bf.110 — двухдвигательный тяжелый стратегический истребитель (Zerstörer) на службе люфтваффе во время Второй мировой войны. Из-за неспособности использования по прямому назначению был переквалифицирован в истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель.

Messerschmitt Bf.110 (Мессершмитт Bf.110)

Messerschmitt Bf.110
Мессершмитт Bf.110
Назначение:ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик 
Производитель:Messerschmitt AG 
Всего построено:5760 
Характеристики
Экипаж:2 (3 для ночного истребителя) чел
Макс. скорость:560 км/ч
Боевой радиус:2410 км
Практический потолок:10 500 м
Размеры
Длина:12,3 м
Высота:3,3 м
Размах крыла:16,3 м
Площадь крыла:38,8 м²
Масса
Пустой:4500 кг
Снаряжённый:6700 кг
Силовая установка
Двигатели:2 х Daimler-Benz DB 601B-1, перевернутый V-12 жидкостного охлаждения 
Тяга (мощность):1100 л.с. (809 кВт) 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение:2 х MG FF, 4 х MG 17, MG 15 (для защиты задней полусферы) 

Разработка Messerschmitt Bf.110 (Мессершмитт Bf.110)

В 1934 году в нескольких странах Европы проводились разработки стратегического истребителя. В Германии Имперское Министерство авиации (RLM) выпустило спецификацию на двухдвигательный, трёхместный, с цельнометаллическим монопланом, вооружённый пушками и способный нести бомбовую нагрузку истребитель широкого применения. Концепция многоцелевого самолёта настолько захватила воображение Геринга, что для проектирования он определил самые сжатые сроки. Задание на проективание было выдано нескольким фирмам. Параллельно шла разработка двигателей. После рассмотрения проектов к постройке опытных образцов были допущены три фирмы: Байерише Флюгцойгверке (БФВ), Фокке-Вульф и Хеншель. Разработка стратегического двухдвигательного истребителя началась на фирме Байерише Флюгцойгверке под руководством В.Мессершмитта в 1934 году. В 1935 году было построено три прототипа Bf.110. Прототип Bf.110V1 впервые поднялся в воздух 12 мая 1936 года (лётчик-испытатель Р.Опиц). В январе 1937 года в испытательном центре в Рехлине прошли сравнительные испытания Focke-Wulf Fw 57, Henschel Hs 124 и Bf.110, по результатам которых последний был принят на вооружение и запущен в серийное производство.

Испытывая проблемы с поставкой двигателей DB 600, Мессершмитт был вынужден заменить их на двигатели Jumo 210B, которые были недостаточно мощными и могли разогнать Bf.110 только до 430 км/ч. Вооружение так же было ослаблено до четырёх пулеметов MG-17.

В последнии месяцы 1938 года удалось решить проблемы поставки двигателей DB 601 B-1. С новыми двигателями скорость Bf.110 увеличилась до приемлемых 537 км/ч при дальности примерно 1100 км.

Боевое применение Messerschmitt Bf.110 (Мессершмитт Bf.110)

Bf 110 — был впервые применен во время вторжения немцев в Польшу в сентябре 1939 года. Самолёт широко использовался при агрессии против Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии. Применялись Bf.110 также в Северной Африке, поддерживали повстанцев в Ираке в мае 1941 года.

Опыт, полученный во время военных действий в Норвегии и выявивший нехватку боевого радиуса действия, вылился в новую модификацию Bf 110D — тяжелый истребитель дальнего действия (Langstrecken Zerstörer).

Битва за Британию

Битва за Британию выявила фатальную неспособность Bf 110 противостоять одномоторным истребителям противника. Его размер и вес означали высокое давление на крыло, что ограничивало маневренность. К тому же, хотя Bf 110 имел значительно большую скорость чем его основной противник Hawker Hurricane, он гораздо хуже ускорялся. Тем не менее Bf 110 хорошо подходил для дальнего эскорта бомбардировщиков и не имел проблем с ограниченным радиусом действия как Bf.109E. Действуя в верхнем прикрытии пилоты использовали тактику «ударил-убежал»: они пикировали на врага, давали очередь из мощного носового вооружения с большого расстояния и отходили на прежние позиции. Находящиеся ниже и имеющие меньшую скорость британские самолеты были вынуждены вести оборонительный бой.
[править] Другие театры военных действий

После битвы за Британию соединения, вооружённые Bf 110, переместили на средиземноморский и восточноевропейский ТВД. В 1941 году приоритет производства Bf 110 был понижен в ожидании замены на Messerschmitt Me.210. За это время было разработано две версии Bf 110 — модели E и F. Модель E, как истребитель-бомбардировщик (Zerstörer Jabo), была снабжена четырьмя бомбодержателями ETC-50 под крылом в дополнение к центральному бомбодержателю. Bf 110E-1 изначально оснащались двигателями DB 601B, но сразу перешли на DB 601P, когда те стали выпускаться в достаточном количестве. Кроме того, модель E имела улучшенное бронирование и усиленный фюзеляж, чтобы выдерживать дополнительный вес. Большинство пилотов Bf 110E считали его медленным и не отзывчивым.

Bf 110F был оснащён новыми двигателями DB 601F мощностью 1350 л.с. (почти в двое более мощными, чем Junkers Jumo, стоявшими на первых образцах), что позволило увеличить бронирование и усилить конструкцию без вреда для характеристик.

Хотя неудачный Messerschmitt Me.210 поступил на вооружение в середине 1941, объёмов производства и энтузиазма пилотов не хватало чтобы полностью заменить Bf 110. Для модернизации устаревающей модели F был разработан Bf 110G. Двигатели заменены на DB 605B мощностью 1475 л.с. у земли в экстренном режиме и 1355 л.с. на высоте. Аэродинамика и носовое вооружение Bf 110G так же подверглись улучшению. Большое количество вариантов дополнительного оборудования (Rüstsätze) сделало серию G самой гибкой из всех Bf 110.

Советско - германский фронт

На советско-германском фронте эти самолёты применялись мало. В основном они использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков. При атаке же воздушной цели успех сопутствовал им только в условиях внезапности. Если завязывался маневренный бой, то Bf.110 проигрывал даже истребителям устаревших типов (известен случай, когда летом 1941 года под Таганрогом советский лётчик на И-15 сбил сразу 3 Bf.110). По мере появления на фронте большого количества Як-1 и ЛаГГ-3 потери Bf.110 существенно увеличились и на задания им приходилось летать в сопровождении Bf.109. Летом 1943 года почти все уцелевшие Bf.110 были отозваны с Восточного фронта в состав воздушного командования "Рейх" (ПВО Германии). К концу войны самолёт стал основным немецким ночным истребителем.

Ночной истребитель

С началом ночных налётов английской авиации на промышленные объекты Германии Bf.110D достаточно эффективно использовался в качестве ночного истребителя. Благодаря своему радиусу действия, мощному вооружению и способности нести радар Bf 110 получил великолепный шанс продолжить воевать в ночном небе. В модификации Bf 110 G-4 устанавливался радар FuG 202/220 «Lichtenstein». Оператор радара, размещавшийся между пилотом и стрелком, увеличил команду до трех человек. Ночные истребители часто комплектовались установкой «неправильная музыка».

Модификации Messerschmitt Bf.110 (Мессершмитт Bf.110)

  • Bf 110 A-серия — прототипы с двумя двигателями Jumo 210.
    • Bf 110 A-0 — Предсерийная модификация.
  • Bf 110 B-серия — Мелкосерийная модификация с двумя двигателями Jumo 210.
  • Bf 110 B-0 — Первый предсерийный вариант, то же что и B-1.
    • Bf 110 B-1 — Zerstörer, четыре MG 17 7.92 мм пулемета и две MG FF 20 мм пушки смонтированных на носу фюзеляжа.
    • Bf 110 B-2 — Разведчик, обе MG FF пушки демонтированны, добавлены различные модели фотокамер.
    • Bf 110 B-3 — Тренировочный. MG FF пушки демонтированны, дополнительное радио оборудование. Некоторые B-1 были переделаны в B-3s.
  • Bf 110 C-серия — первая крупна серийная, двигатели DB 601.
    • Bf 110 C-1 — Zerstörer, двигатели DB 601 B-1.
    • Bf 110 C-2 — Zerstörer, радиостанция FuG III заменена на FuG 10.
    • Bf 110 C-3 — Zerstörer, пушки MG FF заменены на MG FF/M.
    • Bf 110 C-4 — Zerstörer, улучшено бронирование экипажа.
    • Bf 110 C-4/B — Истребитель-бомбардировщик основанный на C-4, установлены два бомбодержателя ETC 250 и двигатели заменены на DB 601 Ba.
    • Bf 110 C-5 — Разведчик основанный на C-4, пушки MG FF демонтированны, установленна фотокамера Rb 50/30, двигатели заменены на DB 601P
    • Bf 110 C-6 — экспирементальный Zerstörer, добавлена 30 мм пушка MK 101 в гандолу под фюзеляжем, двигатели DB 601P.
    • Bf 110 C-7 — Истребитель-бомбардировщик основанный на C-4/B, два бомбодержателя ETC-500 способных нести по 500 кг бомбе, двигатели DB 601P.
  • Bf 110 D-серия — Тяжелый истребитель/истребитель-бомбардировщик, основан на C-серии, часто базировались в Норвегии.
    • Bf 110 D-0 — Простотип основанный на C-3 с установленным 1200 литровым топливным баком называемым Dackelbauch («живот таксы»).
    • Bf 110 D-1 — Zerstörer дальнего действия, дополнительный топливный бак «живот таксы».
    • Bf 110 D-1/R2 — Zerstörer дальнего действия, демонтирован топливный бак «живот таксы» и замещен двумя 900 литровыми сбрасываемыми баками под крыльями.
    • Bf 110 D-2 — Zerstörer дальнего действия, два крыльевых сбрасываемых 300 литровых бака, и подфюзеляжный бомбодержатель ETC 500.
    • Bf 110 D-3 — Zerstörer дальнего действия. Удлиненный хвост, два крыльевых 300 литровых бака или 900 литровые сбрасываемые баки, бомбодержатель ETC-500.
  • Bf 110 E-серия — Истребитель-бомбардировщик, усилен каркас, бомбовая нагрузка до 1200 килограмм.
    • Bf 110 E-0 — Опытная серия с двигателями DB601B, по два бомбодержателя ETC50 под каждым крылом, вооружение схожее с C-4.
    • Bf 110 E-1 — Двигатели DB601P.
    • Bf 110 E-2 — Двигатели DB601P, модификации фюзеляжа что и для D-3.
    • Bf 110 E-3 — Разведчик дальнего действия.
  • Bf 110 F-серия — То же что и серия E, дополнительно усилен каркас, лучшее бронирование, два 1 350 л.с. (1 010 кВт) двигателя DB601F.
    • Bf 110 F-1 — Истребитель-бомбардировщик.
    • Bf 110 F-2 — Zerstörer дальнего действия, часто использовался против союзников как бомбардировщик.
    • Bf 110 F-3 — Разведчик дальнего действия.
    • Bf 110 F-4 — Первый, специально разработанный, ночной истребитель. Экипаж 3 чел.
  • Bf 110 G-серия — Улучшенная F-серия, два 1 475 л.с. (1 100 кВт) двигателя DB 605B, увеличена площать рулей.
    • Bf 110 G-1 — Не строился.
    • Bf 110 G-2 — Истребитель-бомбардировщик, часто использовался как бомбардировщик против союзников. Экипировался ракетами.
    • Bf 110 G-3 — Разведчик дальнего действия.
    • Bf 110 G-4 — Ночной истребитель, экипаж 3 человека. Радар FuG 202/220 Lichtenstein, опционально установка «Неправильная музыка».
  • Bf 110 H-серия — Последняя версия, тоже что и G-серия, не вышел из стадии прототипа.

Производство Bf.110 на фирмах «Мессершмитт А. Г.» и «Фокке-Вульф» продолжалось до 1941 года. На фирмах МИАГ и «Гота» производство самолёта было остановлено соответственно в октябре и декабре 1941 года. Ожидалось, что его заменит Me-210, но тот оказался неудачным и в феврале производство было возобновлено и продолжалось до марта 1945 года. В общей сложности изготовлено 6050 самолётов.

Интересные факты

Именно на Bf.110 10 мая 1941 года перелетел в Великобританию Рудольф Гесс.

Кроме люфтваффе самолёты Bf.110 поставлялись союзникам Германии: Италии, Румынии и Венгрии.

В марте 1940 года в числе других образцов немецкой авиационной техники в СССР было поставлено 5 самолётов Bf.110C, которые прошли всесторонние испытания в НИИ ВВС. Один из них начале 1941 года эксплуатировался в 158 иап ПВО. После начала войны была сформирована специальная эскадрилья для тайных операций под командованием майора В.И.Хомякова, оснащённая немецкой техникой. В составе этой эскадрильи было 3 Bf.110C. В 1942 года один трофейный Bf.110D использовался для дальней разведки в 750 полку АДД (пока его не сбили свои же зенитчики).

Видео Messerschmitt Bf.110 (Мессершмитт Bf.110)

<<  Хэндли Пейдж Галифакс

>>  Бичкрафт Кинг Эйр