Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

McDonnell Douglas F-4 Phantom II (Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом»)

Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II) — многоцелевой истребитель, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки.

McDonnell Douglas F-4 Phantom II (Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом»)

F-4McDonnell Douglas F-4 Phantom II (Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом»)

Общие сведения McDonnell Douglas F-4 Phantom II (Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом»)

F-4 по праву можно считать одним из самых удачных и универсальных боевых самолётов. Этот самолёт был разработан по заданию Военно-морского флота США в основном с целью защиты кораблей и предназначался для замены устаревшего F-3 «Демон». Кроме того на него возлагалась задача по перехвату советских стратегических бомбардировщиков. Но когда F-4 показал скорость большую чем у F-104 «Старфайтер», находящегося в то время на вооружении ВВС США, последние так же проявили к этой машине самый живой интерес, и впоследствии заказали «Фантом» и для себя.

F-4 Phantom II
Назначение:многоцелевой истребитель 
Первый полёт:27 мая 1958 
Принят на вооружение:1961 
Производитель:McDonnell Douglas 
Характеристики
Экипаж:2 чел
Макс. скорость:2586 км/ч
Боевой радиус:644 км
Дальность полёта:2817 км
Практический потолок:18898 м
Размеры
Длина:17,78 м
Высота:4,95 м
Размах крыла:11,7 м
Площадь крыла:49,23 м²
Масса
Пустой:12701 кг
Макс. взлётная:20231 кг
Силовая установка
Двигатели:2 х ТРДФ General Electric J79-GE-8 
Тяга (мощность):2 x 7711 кгс 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение:1 х 20 мм М61А1 Vulcan 
Боезапас:725 
Кол-во точек подвески:10 
Масса подвесных элементов:7275 кг
AIM-7, AIM-9, AGM-12,

свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы
до пяти 1401 литровых ПТБ

Поначалу F-4 использовался ВМС США как перехватчик, но вскоре он поступил в Корпус морской пехоты в качестве самолёта наземной поддержки. Невероятная гибкость конструкции сделала его первым типом самолёта среди американских машин, который использовался одновременно ВВС США, Военно-морским флотом и Корпусом морской пехоты. «Фантом» преуспел в качестве самолёта воздушного превосходства, перехватчика, самолёта наземной поддержки, самолёта ПВО, ударного самолёта дальнего радиуса действия, самолёта для обороны флота и разведчика.

F-4 был снабжён новейшей электроникой. Он первым среди американских машин был способен без помощи наземной станции наведения находить и уничтожать цели, находящиеся за пределами визуального контакта. Во Вьетнаме F-4 записали на свой счёт около 150 побед в воздушных боях.

Обладая способностью легко достигать скорость в два раза превышающую скорость звука, «Фантом» был любим своими лётчиками, как надёжная и простая машина. На F-4 было установлено несколько мировых рекордов, таких как рекорд высоты полёта в 30040 метров (6 декабря 1959), рекорд скорости — 2585,425 км/час (22 ноября 1961) и рекорд скорости на низкой высоте — 1452 км/час, который продержался в течение 16 лет.

«Фантом» находился в производстве с 1958 по 1979 и всего было построено 5195 машин. 5057 из них были изготовлены в Сент-Луисе, Миссури, США и ещё 138 построили по лицензии на заводах Мицубиси в Японии. Пик производства F-4 пришёлся на 1967 год, когда завод МакДоннела выпускал 72 самолёта в месяц. Американские ВВС имели на вооружении 2874 Фантомов, в то время как ВМС и Корпус морской пехоты — 1264 машин.

Постоянно дорабатываясь и обновляясь, «Фантомы» несли службу в ВВС 11 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии. В Великобритании «Фантомы» несли службу одновременно в ВВС и на Флоте начиная с 1968 года и последний самолёт был списан в январе 1992 года. В США Фантом ушёл из активной службы в 1996. К этому времени самолёты этого типа налетали более 2735000 километров. В 1998 году, когда отмечалось его 40-летие, «Фантом» всё ещё находился на вооружении девяти стран: Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи, Японии. Израиль, Япония, Германия, Турция, Греция, Южная Корея и Египет планируют провести модернизацию своих F-4, с тем, чтобы эти самолёты оставались на боевом дежурстве вплоть до 2015 года.

БПЛА

9 января 2008 года с беспилотного самолёта QF-4 (модификации F-4 «Фантом») впервые осуществлён пуск боевой ракеты класса «воздух-земля». Основное боевое предназначение переоборудованных в БПЛА «Фантомов» — подавление средств ПВО противника. Предполагается, что использование беспилотных модификаций «Фантомов» позволит сократить потери пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника. Также БПЛА впервые продемонстрировал возможность вести ответный огонь.[1]

Модификации McDonnell Douglas F-4 Phantom II (Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом»)

Первоначально самолёты для ВМС носили обозначались F4H, а самолёты для ВВС — F-110 «Спектр». В 1962 году в связи с унификацией системы обозначений летательных аппаратов в вооружённых силах США все «Фантомы» получили обозначение F-4.

Варианты для ВМС и морской пехоты США

  1. F4H-1F (F-4A) — первая модификация, состоявшая на вооружении ВМС США. Построено 45 машин.
  2. F4H-1 (F-4B) — истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A (или −8B). Построено 649 машин.
  3. RF-4В (F4Н-1Р) — невооружённый фоторазведчик на основе F-4В (первый полёт 12.03.1965).
  4. F-4G (не следует путать с F-4G «Уайлд Уизл») — вариант самолёта F-4В (первый полёт 20.03.1963). Переоборудовано 12 машин.
  5. F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель (первый полёт 27.05.1966).
  6. F-4N — палубный истребитель, переоборудованный из F-4В и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (первый полёт 04.06.1972).
  7. F-4S — палубный истребитель, переоборудованный из F-4J, также имеющий упрочнённую конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель.

Варианты для ВВС США

  1. F-4С — первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963). Первоначально обозначалась F-110A.
  2. RF-4С (RF-110А) — невооружённый разведчик на основе F-4С (первый полёт 18.05.1964).
  3. F-4D — улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.65).
  4. F-4Е — усовершенствованный многоцелевой истребитель (первый полёт 30.06.1967), масса БРЭО этого истребителя при переходе на микроэлектронные схемы уменьшилась на 40 % по сравнению с истребителем F-4В, на ряде истребителей F-4Е в носке правой консоли крыла была установлена телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», позволяющая опознавать самолёты противника на большом удалении.
  5. F-4G «Уайлд Уизл» V (не следует путать с F-4G для ВМС) — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е (первый полёт 06.12.1975).

Экспортные варианты

  1. F-4EJ — обозначение F-4E, производившихся по лицензии в Японии.
  2. F-4F — обозначение экспортных F-4E для ВВС ФРГ. Построено 175 машин.
  3. F-4K — варирант для Королевских ВМС Великобритании. Построено 50 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FG.1 (обозначение F-4K не использовалось).
  4. F-4M — вариант для Королевских ВВС Великобритании. Построено 116 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FGR.2 (обозначение F-4M не использовалось).

Видео McDonnell Douglas F-4 Phantom II (Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом»)

<<  Ил-4

>>  Цессна 170