|
Lockheed T-33 Shooting Star (Локхид T-33 Шутинг Стар)Локхид T-33 Шутинг Стар (Lockheed T-33 Shooting Star) — Учебно-тренировочный самолет. Создан на базе американского истребителя F-80 «Шутинг Стар». Опытный самолет был поднят впервые в воздух 22 марта 1948 года. Нужно отметить что у самолёта был горячий сторонник: вице-президент «Локхида» по связям с военным ведомством «Мак» Шорт, без веры которого в необходимости данного самолёта проект бы не состоялся. В течение трех лет с 1945 г. по 1947 г. он пробивал эту идею, порой прямо в разрез с мнениями военных. Триумф его детища был внушительным -только «Локхид» выпустила 5691 Т-33 различных модификаций. Было выпущено еще 656 самолетов которые построила «Канадэйр» в Канаде и 210 «Кавасаки» в Японии. Большинство T-33 ушло за рубеж, в более чем 20 стран . На базе T-33А был создан разведчик RT-33A , штурмовик АT-33А . Разведчики и штурмовики Т-33 поставлялись США в первую очередь режимам, ведущими борьбу с внутренним «врагом». Позже, снимаемые с вооружения T-33А стали переделываться в летающие мишени QT-33A. Производство Т-33 на «Локхиде» прекратилось в 1959 г.Lockheed T-33 Shooting Star (Локхид T-33 Шутинг Стар)Продолжая тему первых реактивных истребителей нельзя не вспомнить созданный на базе американского истребителя F-80 "Шутинг Стар" двухместный учебно-тренировочный самолет T-33А. В отличие от своих сверстников - двухместных учебных вариантов советского истребителя МиГ-9 и немецкого Me 262 их американского собрата ждала более счастливая судьба - T-33А стал настоящей "летающей партой" пилотов реактивной авиации многих стран на долгие годы Истребитель "Шутинг Стар" с начала своей карьеры явно не попадал в разряд надежных и безопасных самолетов, чем до того славилась фирма Локхид. Причем проблема лежала не в ошибках конструкторов, а в новизне самой реактивной техники. Это отмечал еще и создатель истребители Клерэнс Джонсон: "Вполне очевидно, что эксплуатация такого передового самолета, как Р-80, ВЫЯВИТ огромное количество новых проблем. Отстутствие обдува винтом рулей на взлете и на малых скоростях приводит к ошибкам пилотов. Недостаток опыта часто приводит к разгону двигателя в полете с разрушением лопаток компрессора и турбины. Часто лопатки разрушается и в результате дефектов самого двигателя. Причем порой самолет с пробитым фюзеляжем удавалось и посадить. Никакой защиты от летящих со скоростью пули обломков лопаток установить невозможно - необходимо только добиться безусловной надежности работы двигателя даже I при потере нескольких лопаток. И разрушение самих лопаток компрессора и турбин должно быть сокращено до минимума. Необходимо добиться полной надежности двигателя".К 1947 г. ВВС США охватила просто эпидемия катастроф с Р-80. Кроме первого пилота "Шутинг Стара" Мило Берхэма погиб и лучший ас США во второй мировой войне Ричард Бонг. Эти катастрофы ставили вопрос о создании специального тренировочного самолета для обучения полетам на реактивной технике. Но в условиях послевоенного сокращения военных программ выбить деньги на создание нового самолета было делом очень сложным. В результате новые пилоты Р-80, имевшие за плечами только опыт полетов на учебном Норт-Америкэн Т-6 и поршневом истребителе Р-51 "Мустанг", в лучшем случае довольствовались знакомством со списанными Р-80, стоявшими даже не на шасси, а на бетонных блоках! У тренировочного реактивного самолета был один горячий сторонник - вице-президент "Локхида" по связям с военным ведомством "Мак" Шорт, который практически с самого начала работ по Р-80 выступал за создание двухместной версии истребителя, предназначенной для переподготовки пилотов на реактивную технику. В течение трех лет с 1945 г. по 1947 г. он пробивал эту идею, порой прямо в разрез с мнениями военных. В конце концов "Маку" удалось заразить своими идеями руководство фирмы "Локхид" - разве можно было возразить на аргумент, что пилотов реактивных самолетов на земле не научишь? В результате "Локхид" пошла на выделение 1 млн. долл. на создание прототипа двухместного "Шутинг Стара" в надежде в дальнейшем компенсировать затраты заказами ВВС. В мае 1947 г. несколько бывших сотрудников "Сканк уоркс" под руководством Дона Пэлмера приступили к работе над "моделью 580". Через три месяца проект был готов, со сборочной линии забрали почти готовый Р-80С для переделки в двухместный вариант. Работы выполнялись специальной командой из состава "Сканк уоркс". Традиционная секретность группы сыграла положительную роль, сохранив работу в тайне от фирм-конкурентов - несмотря на вполне прогнозируемый быстрый рост рынка реактивных учебно-тренировочных самолетов, "Локхид" оказалась первой, предложивший такой самолет ВВС и флоту. Небольшая команда из 14 человек под руководством Пэлмера активно приступила к перестройке Р-80С: самолет частично разобрали, и приступили к "врезке" второй, слегка приподнятой кабины с двойным управлением. Перед крылом в фюзеляж была сделана 75 см вставка и еще 30-см вставка за крылом. Емкость фюзеляжного бака пришлось сократить более, чем в два раза. Правда, общую емкость баков удалось сохранить, заменив крыльевые протектированные баки на мягкие нейлоновые. Дополнительно под законцовками крыла можно было подвесить 165-галлоные баки, позже замененные концевыми 230-галлонными баками, крепящимися по линии симметрии. Первые Р-80 не имели катапультируемых кресел, но к моменту создания учебного самолета они стали стандартом. Соответственно кабину ТР-80С, как теперь назывался двухместный Р-80, оснастили двумя катапультируемыми креслами конструкции "Локхид". При этом фонарь кабины был единым и, в отличие от откидываемого в бок на истребителе, поднимался вверх электроприводом. Вооружение сократилось до пары 12,7-мм пулеметов с 300 патронами на ствол. Опытный ТР-80С был выведен из цеха без особой помпы в начале марта 1948 г. и 22 марта был поднят впервые в воздух под управлением Тони Левьера. Первые же полеты показали, что самолет удался - он практически мало отличался по поведению от одноместного истребителя. Более того, благодаря большему удлинению фюзеляжа, летные данные чуть-чуть улучшились. Уже 7 апреля 1948 г. ВВС согласились заказать для войсковых испытаний 20 ТР-80С. В течение месяца фирма "Локхид" гоняла опытный самолет по базам ВВС, знакомя всех от генерала до курсантов с новым учебным самолетом. 11 июня 1948 г. обозначение машины поменяли на TF-80C, а 5 мая 1948 г. оно стало привычным T-33А. Во время тура Левьера по базам ВВС интерес к самолету проявил и флот. Морская авиация также переходила на реактивную технику и необходимость в учебной машины была очевидна. Незадолго до этого в начале 1948 г. флот получил от ВВС 50 F-80C, которые использовались для обучения пилотов, но страдали такой же высокой аварийностью, что и машины ВВС. Временно полеты на F-80C приостановили. Но уже через год флот получил первые 26 учебных TF-80C вместо одноместных машин. Машина пришлась флоту "ко двору" -в последующим было поставлено 699 самолетов под обозначением ТО-2. Увы, "отца" T-33А к тому времени уже не было в живых - "Мак" Шорт скончался от инфаркта прямо за своим рабочим столом в августе 1948 г. Триумф его детища был внушительным -только "Локхид" выпустила 5691 Т-33 различных модификаций. Еще 656 самолетов построила "Канадэйр" в Канаде и 210 "Кавасаки" в Японии. Большинство выпущенных ушло за рубеж в более, чем 20 стран по всему миру. На базе T-33А был создан разведчик RT-33A с фотооборудованием в носовой части фюзеляжа и усиленным запасом топлива, штурмовик АT-33А с более совершенным прицельными и навигационным оборудованием, а также усиленными держателями для боевой нагрузки. Разведчики и штурмовики Т-33 поставлялись США в первую очередь режимам, борющимся с внутренним "врагом". По части военных конфликтов T-33А "повезло" значительно больше, чем предку - F-80 "Шутинг Стару". Например, во время Корейской войны T-33А использовались в качестве вывозных самолетов для ознакомления вновь прибывших пилотов с боевой обстановкой и театром военных действий. Позже, снимаемые с вооружения T-33А стали переделываться в летающие мишени QT-33A, предназначенные в первую очередь для имитации низколетящих и маневренных целей, например, крылатых ракет. Производство Lockheed T-33 Shooting Star (Локхид T-33 Шутинг Стар) на "Локхиде" прекратилось в 1959 г. ВВС США даже в 1996 г. еще числили за собой последний T-33А. Модификации Lockheed T-33 Shooting Star (Локхид T-33 Шутинг Стар)
Технические характеристики Lockheed T-33 Shooting Star (Локхид T-33 Шутинг Стар)
Лётные характеристики Lockheed T-33 Shooting Star (Локхид T-33 Шутинг Стар)
Вооружение Lockheed T-33 Shooting Star (Локхид T-33 Шутинг Стар)
Видео Lockheed T-33 Shooting Star (Локхид T-33 Шутинг Стар) |