Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Ил-4

Под обозначением Ил-4 существовало два разных самолета: Ил-2М и ДБ-3Ф.

Ил-4

Ил-4

С 1938 г. КБ С.В. Ильюшина приступило к модификации самолета, получившей наименование сначала ДБ-ЗФ, а позже - Ил-4. Эта машина отличалась прежде всего улучшенной аэродинамикой, более мощными высотными моторами М-88 и основательным изменением конструкции в соответствии с использованием новой технологии производства. 21 мая 1939 г. В.К. Коккинаки впервые поднял ДБ-ЗФ в воздух, а с 31 августа начались ее государственные испытания.

С первых дней Великой Отечественной войны как армейские, так и морские авиачасти, имеющие на своем вооружении самолеты ДБ-З, ДБ-ЗТ и ДБ-ЗФ активно включились в боевые действия. Уже спустя два дня после нападения гитлеровцев экипажи этих самолетов начали налеты на военно-промышленные объекты Данцига и Кенигсберга. Затем бомбовым ударам подверглись аэродромы, коммуникации и места крупного сосредоточения войск противника. В ночь с 7 на 8 августа 1941года пятнадцать самолетов ДБ-ЗТ под командованием полковника Е.Н. Преображенского (1 минно-торпедный полк ВВС КБФ) нанесли бомбовый удар по Берлину. Этот налет стал первой подобной операцией советской дальней авиации. Спустя три дня по Берлину был нанесен удар группой самолетов ДБ-ЗФ дальней авиации ВВС под командованием майора В.И. Щелкунова.

В период Великой Отечественной войны Ил-4 стал основным советским дальним бомбардировщиком. В процессе серийного производства Ил-4 неоднократно улучшался. Был введен четвертый член экипажа (стрелок люковой установки), усилено оборонительное вооружение, улучшены характеристики устойчивости и управляемости, увеличен запас топлива.

Эксплуатация Ил-4 в боевых условиях выявила большой разброс в расходе горючего из-за неправильной регулировки карбюраторов, что снижало дальность. Отсутствие пламегасителей на выхлопных патрубках двигателей демаскировало самолеты ночью, а голубая окраска нижней поверхности машины сильно отражала свет от прожекторов. Устаревшие пулеметы не обеспечивали требуемую обороноспособность в воздушном бою.

Дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий рассказывал: "Автопилота на самолете нет (на отдельных машинах устанавливали - прим. автора), а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать, или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолет летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днем, при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлет считался одним из самых сложных элементов полета

В 1942-м в СССР по ленд-лизу стали поступать бомбардировщики В-25С "Митчел", довольно быстро освоенные в Дальней авиации. Как показали летные испытания, проведенные в НИИ ВВС, В-25-С, по сравнению с Ил-4, обладал большей максимальной скоростью, доходившей на высоте 5000 м до 490 км/ч, значительно меньшей дальностью (1960 км с бомбовой нагрузкой 1400 кг и более низким потолком, не рпевышающим 7500 м. В-25-С нуждался в значительно больших аэродромах. Следует отметить, что более комфортные условия на борту, автопилот и хорошая устойчивость в полете значительно улучшали работу экипажа по сравнению с Ил-4. Его пилотирование, включая взлет и посадку оказалось настолько простым, что позволяло быстро вводить в строй молодых летчиков. Сильнее было и оборонительное вооружение, состоявшее из одного 7,62-мм и четырех 12,7-мм пулеметов. И все-же основным дальним бомбардировщиком в годы войны оставался Ил-4, ведь число "американцев", поставленных в СССР, не превысило 24% от выпущенных в 1941-1945 годах "Илов".

За годы серийной постройки отечественные заводы выпустили 4803 ДБ-3Ф и ИЛ-4. Производство Ил-4 завершилось в 1946 году постройкой последних 4-х машин на заводе №126. Несмотря на огромное количество построенных дальних бомбардировщиков, ни один из них не дожил до наших дней. А все, что хранится в музеях и на постаментах, восстановлено из найденных энтузиастами останков времен войны.

Ил-2М/Ил-4

Эта разработка была начата после захвата Смоленска немцами 16 июля 1941 года, что привело к угрозе захвата Москвы и вынужденной эвакуации завода, производившего двигатели А.Микулина АМ-38 за Урал. Появился риск нехватки этих моторов. Однако, с мая 1942 года в Перми развернулось производство мотора М-82 мощностью 1676 лс. Этот мотор был доступен в количествах, достаточных для того, чтобы подвигнуть ОКБ Ильюшина к разработке варианта Ил-2 под новый двигатель.

Мотор М-82 устанавливался несколько ниже и без бронирования, так как имел воздушное охлаждение и, следовательно, был менее уязвим к огню противника. Вместе с тем было бронировано место воздушного стрелка с пулеметом УБТ. Самолет имел новый винт с коническим коком и увеличенные до 724 литров топливные баки.

По своим характеристикам Ил-4 незначительно уступал исходному Ил-2, но к тому времени стало ясно, что перебоев с моторами АМ-38 не будет. Проект был прекращен, а обозначение Ил-4 перешло к дальнему бомбардировщику ДБ-3Ф.

ДБ-3Ф/Ил-4

Двухмоторный дальний бомбардировщик (обозначение НАТО — Bob), развитие ДБ-3 с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для DC-3/Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси. Наименование Ил-4 самолет получил в марте 1942 года. Вместе с ДБ-3 их было выпущено около 6800 экземпляров (из них Ил-4 — 5256).

Варианты Ил-4

  1. ДБ-3Т — торпедоносец, 1938.
  2. ДБ-3ТП — торпедоносец поплавковый, 1938.
  3. ЦКБ-54 — самолет сопровождения, 1938.
  4. Ил-4Т — торпедоносец, 1940.
  5. Ил-4ТК — высотный вариант 1943 года с турбокомпрессорами и герметичной кабиной.
  6. Ил-4 «аэрофото» — фоторазведчик, 1946.

Технические характеристики Ил-4

  • Экипаж: 4 человека
  • Длина: 14,8 м
  • Размах крыла: 21,44 м
  • Высота: 4,10 м
  • Площадь крыла: 66,7 м²
  • Масса пустого: 5 800 кг
  • Масса снаряженного: 10 055 кг
  • Масса максимальная взлётная: 12 120 м
  • Двигатели:: 2× воздушного охлаждения М-88Б
  • Тяга: 2× 1100 л.с. (820 кВт)

Лётные характеристики Ил-4

  • Максимальная скорость: 430 км/ч
    • на высоте: 398 км/ч
    • oземли: 332 км/ч
  • Дальность полета: 3800 км (с 1000 кг бомб)
  • Скороподъёмность: 4,4 м/с (264 м/мин)
  • Практический потолок: 8900 м

Вооружение Ил-4

  • Оборонительное:
    • 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС
    • 1× 12,7 мм пулемёт УБТ
  • Боевая нагрузка:
    • нормальная: 1000 кг бомб
    • максимальная: 2500 кг
    • 1× 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АВ

Видео Ил-4

<<  S.E.5

>>  F-4 Фантом II