Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

И-16

И-16 (ЦКБ-12), прозвище ишак, ишачок — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова.

И-16

И-16

История

Первый полёт на прототипе был выполнен Валерием Чкаловым (лётчик-испытатель Государственного авиационного завода № 39) — 30 декабря 1933 года.

На Государственных испытаниях в феврале 1934 года двумя прототипами управляли лётчики Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок. Лётчики давали отнюдь не лестные отзывы о самолёте, а после ознакомления с докладом лётчиков-испытателей Юмашева и Чернавского — Алкснис, специальным приказом позволил управлять И-16 только самым опытным лётчикам.

1 и 2 марта пилотируемый Чкаловым И-16 проходил испытания на штопор.После эксплуатационных испытаний в Крыму (Каче) самолёт был продемонстрирован широкой публике на первомайском параде.В 1935 году демонстрировался на Международной авиационной выставке в Милане.1940 год — год самого массового выпуска — около 2710 машин.Этот самолёт дал начало проекту И-17 (проект заморожен) и перспективному И-180 — на котором в первом же испытательном полете погибнет Чкалов, а затем и лётчики-испытатели Степанченок и Сузи.В 1952 году последние И-16 были сняты с вооружения ВВС Испании.

Описание

Основные материалы — дерево, алюминий, конструкционная сталь. Деревянный монококовый фюзеляж (обшивка из берёзового шпона) из двух половин, выклеивался из фанеры и на клею (костный или казеиновый) крепился к силовому каркасу (сосна или ясень) состоящему из 11 шпангоутов, 4 лонжеронов и 11 стрингеров. Каркас усиливался стальными уголками.

Центроплан включал в себя два наборных лонжерона соединенных между собой трубами. Обшивка центроплана спереди фанерная, позади дюралюминиевая.

Фанерная обшивка крыла обклеивалась полотном и затем многослойно покрывалась авиационным лаком. Силовой набор хвостового оперения (и элеронов) из дюралюминия. Обшивка органов управления полотняная. Опоры шасси убирались вручную посредством вращения штурвала (44 оборота).

  • Аэродинамическая схема — низконесущий моноплан.
  • Шасси убирающиеся.
  • Дополнительное оснащение:
    • подвесные баки;
    • реактивные снаряды РС-82;
    • авиабомбы.

Лётчики-испытатели

  • Екатов, Аркадий Никифорович;
  • Филин, Александр Иванович;
  • Чкалов, Валерий Павлович;
  • Иван Евграфович Фёдоров;
  • Коккинаки, Владимир Константинович.

Основные модификации

И-16 c М-22 (ЦКБ-12) Первый серийный И-16. Внешне отличался очень большим диаметром капота двигателя. Винт металлический без кока. Сдвижной фонарь (козырек) Вооружение два ШКАС вне диска винта с 900 патронов на каждый. За 1934-36 годы было выпущено несколько сотен экземпляров. Полетная масса серийных — 1345 кг.

И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис) — двигатель М-25. Была поставлена (впервые) 8 мм бронеспинка сиденья летчика. Скорость достигала 455 км/ч на 4000 метрах. Более сложные в пилотировании, чем И-16 с М-22. Увеличился разбег. От сдвижного фонаря начиная с этой серии отказались по требованию летчиков. Выпускалась весь 1935 год (около 400 машин)[источник не указан 167 дней]. Не экспортировалась.

И-16 тип 5 Внешние отличие от типа 4 — капот двигателя примыкал почти вплотную к фюзеляжу, на винте кок и храповик для запуска. Вооружение то же что, но предусмотрена подвеска до 200 кг бомб. С июля 1935 в серии. В период 1935—1937 был самым массовым в серии. Применялся в Испании наряду с т.10.

И-16 тип 6 — как тип 5, но с двигателем М-25А с 730 л.с.

И-16 тип 10 — двигатель М-25В в 750 л.с., вооружение 4 ШКАСа из которых 2 синхронных под двигателем с 650 патронами на ствол. Полетная масса возросла до 1700 кг. В этом типе применялись убираемые лыжи прижимавшиеся почти вплотную к центроплану. Самолет строился в больших количествах

И-16 тип 17 — модификация типа 10 с двигателем М-25В крыльевые ШКАСы заменены на ШВАК (по 150 снарядов на ствол) (на некоторых добавляли еще синхронный БС над или под двигателем). Визуальное отличие — хвостовой костыль заменен на хвостовое колесо с цельной резиной. Самолет строился в больших количествах.

И-16 тип 18 — модификация типа 10 с двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем и с винтом ВИШ-6А (2 шага). Улучшилась продольная устойчивость на виражах и петлях самолет стал менее чуствителен к перетягиванию ручки на посадке. Вооружение 4 ШКАС с 3100 патронами. Идея возникла в действующих частях во время боевых действий на Халкин-Голе. Поступившие ремкомплекты для И-153 стали толчком для такой переделки. Самолёт показал хорошие лётные данные и после небольших модификаций был рекомендован в серию.

И-16 тип 24 — модификация типов 10 и 18 с двигателями М-62 и М-63. Конструкция была местами усилена. Между лонжеронами была введена под полотном 3-мм фанерная обшивка что значительно уменьшило наблюдавшееся кручение крыла. Было введено 2 подвесных бака на 200 л (кроме основного на 254л) Винты: для М-62 — АВ-1, для М-63 -ВВ-1. Вооружение как в типе 18 иногда 4 ШКАС и 1 синхронный БС. Могли подвешивать до 6 РС-82. Бомбовая нагрузка — не более 500 кг. Масса достигала 2050 кг.

И-16 типы 28, 29, 30 — как тип 24, но двигатель М-63 безредукторный — максимальная скорость (без подвески) — до 489 км/ч на высоте 5000 м.

Всего всех типов было выпущено 10292 самолета (без выпуска за рубежом).

Боевые действия

  • 1936 — Гражданская война в Испании. Советские пилоты-добровольцы на машинах И-16 тип 6 и И-16 тип 10 показали хорошие результаты в боях с немецкими бипланами, и до появления Ме-109 оставались королями воздуха. Официальное название самолёта в армии Франко — «Боинг», в Республиканских войсках — Mosca (муха). Неофициально лётчики люфтваффе и франко называли И-16 — Rata (крыса). В небе Испании сражалось 422 И-16 (советской постройки).
  • 1937 — Вторая японо-китайская война. Поставки И-16 гоминьдановскому Китаю, до 1941 года около 215 самолётов. («Яньтзу» — ласточка)
  • 1939 — Советско-японский конфликт на Халхин-Голе. Действовал совместно с И-153, согласно военной доктрине тех лет. По плану, И-16 должны были сковывать боем истребители противника, а на манёвренные «Чайки» возлагалась задача уничтожения.
  • 1939 — Польский поход РККА.
  • 1939—1940 — Советско-финская война.
  • 1941 — Великая Отечественная война. К началу войны самолёт составлял основу истребительного парка СССР. Многие советские лётчики-асы начинали свою службу на И-16.

Асы

  • Алелюхин, Алексей Васильевич — дважды Герой Советского Союза;
  • Ворожейкин, Арсений Васильевич — дважды Герой Советского Союза;
  • Жердев, Николай Прокофьевич — Герой Советского Союза;
  • Иванов, Иван Иванович — Герой Советского Союза;
  • Камозин, Павел Михайлович — дважды Герой Советского Союза;
  • Сафонов, Борис Феоктистович — дважды Герой Советского Союза;
  • Талалихин, Виктор Васильевич — Герой Советского Союза;
  • Цоколаев, Геннадий Дмитриевич — Герой Советского Союза (20 побед).

Также на И-16 воевал Герой Советского Союза Алексей Алексеевич Маланов.

Истребитель И-16 

<<  P-39 Эйркобра

>>  Пайпер PA-18