И-15 | |
---|---|
Назначение: | Истребитель |
Первый полёт: | 1933 |
Производитель: | СССР |
Характеристики | |
Экипаж: | 1 чел |
Макс. скорость у земли: | 285 (315) км/ч |
Макс. скорость на высоте: | 350 (368) км/ч |
Дальность полёта: | 500 км |
Практический потолок: | 7250 м |
Скороподъёмность: | 454 м/мин |
Размеры | |
Длина: | 6,10 м |
Высота: | 2,20 м |
Размах крыла: | 9,75 (7,50 нижнее) м |
Площадь крыла: | 21,20 (14,00 + 7,90) м² |
Шасси: | неубираемое, с обтекателем |
Масса | |
Пустой: | 1012 кг |
Макс. взлётная: | 1369 кг |
Силовая установка | |
Двигатели: | 1 ПД М-22 (позже М-25) |
Тяга (мощность): | 480 |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: | 4х7,62-мм ПВ-1 |
Кол-во точек подвески: | 4 |
Истребитель И-15

И-15-один из лучших в мировой практике самолетостроения образцов истребителя-биплана. Он был разработан в 1933 году в КБ Поликарпова. По схеме и конструкции И-15 представлял собой дальнейшее развитие истребителя И-5, но имел более совершенную аэродинамику и гораздо более мощный мотор воздушного охлаждения М-25 (лицензионное воспроизводство американского Райт "Циклон" Ф-3).
Характерная особенность И-15 заключалась в своеобразной форме верхнего крыла, имеющего схему «чайка», что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления и давало лучший обзор вперед-вверх.
Летные испытания И-15 начались в декабре 1933 года. Истребитель по всем показателям И-15превзошел И-5. В 1934 году И-15 был запущен в серию. Устойчивый, легкоуправляемый, с высокими летными данными, исключительной маневренностью и отличными взлетно-посадочными характеристиками, этот истребитель пользовался заслуженной любовью летчиков.
И-15 стал одним из первых отечественных боевых самолетов, на котором советские летчики-добровольцы вступили в борьбу с фашистами осенью 1938 года в Испании. Воздушная война в небе Испании показала превосходство И-15 над основными истребителями мятежников – немецким Хейнкель Не-51-А-1 и итальянским Фиат CR.32. Последний был быстрее, тяжелее, однако с пикирования итальянцы частенько уходили от расправы И-15-х.
Обычно пилоты Фиатов старались внезапно ударить по Чато и уйти. С другой стороны маневренность Фиатов была значительно хуже И-15. Однако если Чато попадал под огонь крупнокалиберных пулеметов Фиата, то шансов продолжить бой на равных было немного. С другой стороны четыре ШКАС-а винтовочного калибра не могли принести большого вреда итальянцам. Обычно республиканские летчики старались поразить радиатор противника.
В небе Испании И-15 впервые встретились с Ме-109 из легиона «Кондор». Пилоты «мессеров» использовали тактику внезапной атаки и ухода в не зависимости от того, удалось ли сбить противника.
В 1939 году в конфликте на реке Халкин–Гол наши летчики встретились в бою с японцами. По основным показателям И-15 превосходил японский истребитель-биплан Ki.10 (в СССР он назывался И-95). Однако первые бои И-15 с Ki-27 Nate (И-97 – моноплан фирмы Nakajima) показали полное превосходство последнего. Положение было выправлено только с появлением на Халкин–Голе И-16.
Благодаря высоким боевым качествам И-15 приобрел репутацию сильнейшего маневренного истребителя. Однако признание к И-15 пришло уже после того, как его сняли с производства, и вместо него стал выпускаться истребитель И-15бис. Всего за 1934-1936 годы было построено 384 самолета И-15.
История самолета И-15
Дальнейшее развитие И-5 и И-6 в сторону улучшения аэродинамики. На первых серийных самолётах ставили «Райт-Циклон» SGR-1820 F-3 номинальной мощностью 630 л.с. у земли. В 1934 ещё не было серийного М-25 поэтому пришлось ставить менее мощный М-22 (лицензионный вариант Bristol Jupiter) — их было выпущено за 1934-1936 несколько сотен экземпляров. В 1936 выпустили всего 12 экземпляров. С 1937 в большую серию пошёл И-15 с М-25. В 30-х годах самолёт не имел равных по манёвренности на горизонтали (8-8,5 с. время выполнения виража), был устойчив на всех режимах полёта, прост в пилотировании и обладал хорошими взлётно-посадочными качествами. Имел хорошие ремонтные свойства и живучесть. Вооружение - 4 ПВ-1 с 3000 патронами.
На облегчённом И-15 ГК лётчик В.К. Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъёма на высоту без груза — 14 575 метра.
Дальнейшим развитием И-15 стали И-15 бис и И-153 «Чайка»
Описание истребителя И-15
- Аэродинамическая схема — расчалочный полутороплан. Верхнее крыло — по схеме «чайка».
- Конструкция — смешанная, дерево-металлическая. Обшивка — полотно.
- Шасси — неубираемое, с обтекателями.
Лётчики-испытатели
- Чкалов, Валерий Павлович
- Коккинаки, Владимир Константинович
Основные модификации И-15
- И-15 (ЦКБ-3) — серийный
- И-152 ГК — «высотная» модификация с герметичной кабиной. Построен один экземпляр
- И-15 бис — модель с прямым верхним крылом, и двигателем М-25 (двигатель). Вооружение — 4х7,62-мм ШКАС (или ПВ-1). Построено 2408 экз.
Боевое применение И-15
1936 — Гражданская война в Испании, в качестве истребителя, штурмовика, разведчика. Вошёл в историю как один из лучших истребителей мира своего периода. Испанские летчики-республиканцы прозвали его Chato (курносый)
1937 — Вторая японо-китайская война, в качестве истребителя. Действовал совместно с И-16, согласно доктрине о взаимодействии скоростных и манёвренных истребителей.
1939 — боевые действия в Монголии на реке Халкин-Гол, в качестве истребителя. Действовал совместно с И-16, согласно доктрине о взаимодействии скоростных и манёвренных истребителей.
1940 — Советско-финская война, в качестве штурмовика. 5 машин, совершивших вынужденную посадку достались финской стороне и использовались как тренировочные.
1941 — Великая Отечественная война, использовался в первые месяцы в качестве штурмовика
1941-1947 - Монгольско-китайский пограничный конфликт и также Монгольско-Восточный Туркестанский пограничный конфликт