Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Grumman TBF Avenger («Эвенджер»)

Эвенджер
Назначение:торпедоносец-бомбардировщик 
Принят на вооружение:1942 год 
Производитель:Grumman Corporation, General Motors 
Всего построено:9 836
Характеристики
Экипаж:3 чел
Крейсерская скорость:243 км/ч
Макс. скорость у земли:404 км/ч
Макс. скорость на высоте:444 км/ч
Дальность полёта:1626 км
Практический потолок:7090 м
Скороподъёмность:630 м/мин
Размеры
Длина:12.16 м
Высота:5.02 м
Размах крыла:16.51 м
Площадь крыла:45.52 м²
Масса
Пустой:4913 кг
Снаряжённый:7609 кг
Макс. взлётная:8286 кг
Силовая установка
Двигатели:Wright R-2600-20 Cyclone 14 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение:3 пулемёта 12,7 мм, 1 пулемёт 7,62 мм 
Внутренняя бомбовая нагрузка:900 кг
«Эвенджер»(англ. Avenger — мститель) — торпедоносец-бомбардировщик, разработанный для ВМС и Корпуса морской пехоты США, и использовавшийся рядом других стран. Поступил в войска в 1942 году, впервые принял участия в боях во время сражения у атолла Мидуэй.Самолёт был разработан фирмой Grumman Corporation и выпускался ею под обозначением TBF Avenger, позднее к их выпуску (под обозначением TBM Avenger) присоединилась компания General Motors.Применялся, также, в качестве морского разведчика. Базирование — на авианосце и обычном аэродроме.

Grumman TBF Avenger («Эвенджер»)

Grumman TBF Avenger («Эвенджер»)

Эвенджер был разработан компанией Grumman Corporation по контракту с правительством США для замены устаревшего торпедоносца-бомбардировщика Douglas Devastator. Его конструкция оценивается как удачная и надёжная. На самолёте было применено совершенное, по тем временам, радиооборудование. Крылья самолёта складывались, что экономило место при базировании на авианосцах.

Эвенджер мог нести торпеду, или 2000-фунтовую (900 кг) бомбу, или четыре 500-фунтовых (230 кг) бомбы. На первоначальном варианте самолёта (TBF-1) был установлен 7,62-мм пулемёт в обтекателе двигателя, 12,7-миллиметровый пулемёт в надфюзеляжной турели и один 7,62-мм подфюзеляжный пулемёт. Опыт боевого применения показал, что одного 7,62-мм пулемёта для стрельбы вперёд недостаточно для подавления зенитного огня ведущегося с атакуемой цели и он был заменён на два крыльевых пулемёта калибром 12,7 мм (эта модификация получила обозначение TBF-1C).

Экипаж состоял из трёх человек: пилота, стрелка турельной установки и бомбардира, который находился в нижней хвостовой части фюзеляжа. Стрелок выполнял также обязанности радиста. Бомбардир, при необходимости, вёл огонь из подфюзеляжного пулемёта, на более поздних модификациях он выполнял, также, функции оператора радара. Согласно ряду источников, бомбардир мог выполнять и обязанности штурмана.На TBF-1 было предусмотрено место для четвёртого члена экипажа (штурмана-наблюдателя), находившееся в кабине позади пилота, но оно не использовалось даже на этой модификации. В дальнейшем позади пилота было установлено электронное оборудование. В реальных условиях «Эвенджеры» зачастую выполняли вылеты (особенно на малую дальность) с экипажем из двух человек.

В качестве силовой установки на TBF-1 использовался двигатель Райт «Циклон» R-2600-8. Самолёт получился недостаточно тяговооружённым. К тому же, установка дополнительного электронного оборудования на последующих вариантах делала самолёт ещё тяжелее. Поэтому двигатель несколько раз заменялся на более мощный.

Эвенджеры поставлялись в ряд других стран. Первыми, по ленд-лизу, их получила авиация военно-морских сил Великобритании. Сначала эти самолёты получили наименование Tarpon, затем было решено вернуться к оригинальному названию Avenger, но с индексом Mk. Самолёты, поставлявшиеся в Великобританию отличались тем, что на них не устанавливалось электронное оборудование (даже на поздних вариантах) и было сохранено место для четвёртого члена экипажа. Во время Второй мировой войны Эвенджеры применялись также военно-воздушными силами Новой Зеландии, в основном, в качестве бомбардировщиков. После войны они использовались Францией, Канадой и другими странами, даже Японией.

Участие во Второй мировой войне

Grumman Corporation продемонстрировала свой новый самолёт публике 7 декабря 1941 года во время торжественной церемонии, посвящённой открытию нового завода. По стечению обстоятельств, именно в этот день Япония совершила нападение на Пёрл-Харбор, которое привело к вступлению США во Вторую мировую войну. Через две недели Грумман получил заказ на 286 машин.

В начале июня 1942 года 100 самолётов были переданы флоту. Однако они прибыли в Пёрл-Харбор всего через несколько часов после того, как авианосцы Хорнет, Энтерпрайз и Йорктаун вышли в море, чтобы принять участие в сражении у атолла Мидуэй. Тем не менее, 6 Авенджеров (Под ком. лейтенанта Файберлинга) приняло участие в этой битве (они взлетали с атолла Мидуэй). Уровень боевого опыта пилотов был невысок, поэтому все машины, кроме одной, были сбиты, не нанеся ущерба японскому флоту.

Экипажи авианосцев с волнением наблюдали, как «Зеро» методично делали заходы на «Эвенджеры». Каждый сбитый американский самолет сопровождался на «Акаги» бурей оваций. Это очень напоминало театральную постановку, участники которой демонстрируют свое великолепное мастерство зрителям, — такое чувство было у многих. Ни один «Эвенджер» не смог выйти в точку сброса торпед, а пять из шести были сбиты — это ясно было видно с авианосцев.

7 августа 1942 у Гуадалканала при попытке атаковать Авенджеры(ошибочно принятые им за истребители), был тяжело ранен японский летчик, знаменитый Сабуро Сакаи.

24 августа 1942 года состоялась очередная крупная битва — за Восточные Соломоновы Острова. В ней приняли участие 24 Эвенджера, базировавшихся на двух авианосцах (Саратога и Энтерпрайз). Они сумели потопить японский авианосец и сбить один пикирующий бомбардировщик. Семь самолётов было потеряно. Во время начального периода войны обнаружилась проблема, не связанная с самолётами: торпеды, использовавшиеся в ВМС США часто не взрывались, даже при прямом попадании в цель.

Первая крупная победа была одержана в битве за Гуадалканал, когда Авенджеры помогли потопить линкор Хиеи. В конце войны Авенджеры потопили два «суперлинкора» Мусаси и Ямато.

Кроме надводных кораблей, на счету Авенджеров уничтожение примерно тридцати подводных лодок. Они успешно использовались для противолодочной борьбы, как на тихоокеанском театре военных действий, так и на атлантическом, совершая полёты с эскортных авианосцев, охранявших морские конвои союзников.

Одним из пилотов Авенджеров во время Второй мировой войны был будущий президент США Джордж Буш-старший, служивший в 51-й эскадрилье торпедоносцев (VT-51). 2 сентября 1944 года самолёт Буша был сбит над островом Чичи-Джима; Буш был единственным членом экипажа, которому удалось спастись.

Grumman TBF Avenger («Эвенджер»)

<<  F-86 Сэйбр

>>  P-39 Эйркобра