Douglas DC-3 (Дуглас ДС-3 «Дакота»)

История
Первый полёт самолёт совершил 17 декабря 1935 года. Руководил постройкой опытного образца А.Е.Раймонд. У самолёта была увеличена дальность полёта, так что США можно было перелететь с тремя посадками для дозаправки. Таким образом трансконтинентальные путешествия в США стали пользоваться большой популярностью. До 1940-х, чтобы пересечь США требовалось лететь целый день — самолёт делал очень много посадок, и не было прямого рейса. В основном же большинство рядовых граждан ехали на поезде (тогда поездка занимала несколько суток). В самом начале США заказали 400 самолётов. В течение Второй мировой войны самолёты стали строиться как военно-транспортные и как грузовые. Постепеннно они проникли в Европу, а потом и в СССР, где выпускался ПС-84 (лицензионный вариант DC-3), а затем Ли-2, представлявший собой вариант ПС-84, перепроектированный под советские моторы и ГОСТы. А в Японии ДС-3 получил название Showa L2D. Хотя в 1970-е начали делаться попытки заменить ДС-3, ни один самолёт не смог это сделать. Только Фоккер Дружба в незначительной мере стал заменой DC-3. Но, как говорят пилоты: «Лучшая замена для ДС-3 — другой ДС-3».
На авиашоу в норвежском Будо был представлен летающий DC-3 Dakota с 1943
года некоммерческого Фонда «Дакота Норвегия». Фонд насчитывает более
полутора тысяч членов, на средства которых поддерживается в рабочем
состоянии самолёт. Аэропорт базирования – город Торп. Откуда самолёт
совершает полёты между городами Норвегии, Швеции и Финляндии по
расписанию для членов Фонда и любителей авиации. В этот раз Дакота
привёз на авиашоу из Осло двадцать человек. Полёт длился семь часов с
одной дозаправкой (для справки: мы перелетели по тому же маршруту на
Боинге 738 за полтора часа).
Представленная машина поступила на
вооружение в ВВС США в 1943 году и была использована во время Второй
Мировой войны в Европе. В 1948 году самолет приобретен Финляндией и
эксплуатировался на маршрутах авиакомпании Finnair до 1969 года. После
этого самолет был передан ВВС Финляндии и возил восьмого президента этой
страны Урхо Калева Кекконена в течение многих лет. Норвежский Фонд
приобрел DC3 у финских ВВС в 1985 году. И с августа 1986 года, Дакота
каждое лето в период с мая по сентябрь вылетает из Торпа.
Звук
запускающихся моторов Дакоты радует слух, их неповторимый стрекот
разливается песней. Серебристая машина грациозно и неспешно преодолевает
земное тяготение и, сверкая на солнце, маленьким зеркальцем кружит
среди облаков, неся на своих крыльях невероятную историю
самолета-легенды.
Аэродинамическая схема
- Двухмоторный поршневой низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом и однокилевым оперением.
Производство
10655 самолётов было построено в Санта-Монике и Лонг Бич (Калифорния). По разным источникам от 2000 до 5000 самолётов было построено в СССР как Ли-2, и 485 в Японии как Showa L2D.
Лётно-технические характеристики
Параметр | Показатель |
---|---|
Длина, м | 19,66 |
Размах крыла, м | 29,98 |
Высота хвоста, м | 5,16 |
Площадь крыла, м² | 91,7 |
Двигатели | Два Pratt & Whitney R-1830-92 |
Тяга | 1200 PS |
Макс. скорость, км/ч | 368 |
Крейсерская скорость, км/ч | 297 |
Дальность полёта, км | 2160 |
Фюзеляж | Узкий |
Высота полёта, м | 7350 |
Вес пустого, кг | 7700 |
Макс. взлётный вес, кг | 13190 |
Катастрофы
По данным на 12 декабря 2006 года разбилось 180 самолётов типа Douglas DC-3.
Сопоставимые самолёты
- Юнкерс Ю-52
- Боинг 247
- Сааб 90 Скандия