Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Bell P-39 Airacobra (Белл P-39 Аэрокобра)

P-39 Airacobra
Назначение:истребитель 
Первый полёт:апрель 1939 года 
Принят на вооружение:1941 год 
Производитель:Bell Aircraft Corporation 
Всего построено:9584 
Характеристики
Экипаж:1 чел
Макс. скорость:605 км/ч
Дальность полёта:1770 км
Практический потолок:10 700 м
Скороподъёмность:1140 м/мин
Размеры
Длина:9,2 м
Высота:3,8 м
Размах крыла:10,4 м
Площадь крыла:19,8 м²
Масса
Снаряжённый:3347 кг
Силовая установка
Двигатели:Эллисон V-1710-85 
Тяга (мощность):1x1200 л.с. 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение:1 пушка (37 мм), 4 пулемёта (12,7 мм) 
Боезапас:1x30 сн., 2x200 патр., 2x300 патр. 
авиабомбы
Белл P-39 Аэрокобра (англ. Bell P-39 Airacobra) — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией (двигатель располагался сзади кабины пилота). На вооружение Военно-воздушных сил США стояло примерно такое же количество P-39, как и поставленное в СССР по ленд-лизу. Зарекомендовал себя наилучшим образом в составе ВВС СССР, где на P-39 летали такие результативные асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов.Стояла на вооружении пяти стран: США, Великобритании, СССР, Португалии и Австралии; примерно половина из всех выпущенных P-39 поступила в СССР.Дальнейшим развитием конструкции P-39 явилась P-63.

Bell P-39 Airacobra (Белл P-39 Аэрокобра)

Bell P-39 Airacobra (Белл P-39 Аэрокобра)

История создания

Аэрокобра является первой серийной машиной фирмы «Белл Эркрафт Корпоройшн в Буффало, Нью-Йорк». Лоуренс Д. Белл — глава фирмы, Роберт Д. Вудс — главный конструктор, его помощник — Гарланд М. Пойером. Последние два и являются создателями P-39.
ВВС США в 1936 г. предложили разработать авиационным фирмам предварительные проекты истребителей для рассмотрения.

18 мая 1937 г. одобрила представленный на конкурс проект будущей Аэрокобры — проект «Белл Модель 4», а 7 октября фирмой был получен контракт на строительство прототипа под обозначением «XP-39».

29 декабря 1938 года, в разобраном виде по железной дороге машина прибыла в испытательнй центр (Райт-Филд, Огайо). Переделки и доводки машины растянулись до 8 февраля, когда удалось запустить двигатель самолёта. Но после первой же рулёжки (1 марта 1939 года) из-за недостатков системы охлаждения двигатель пришлось демонтировать. Первый полёт состоялся 6 апреля 1939 года (пилот Джеймс Тейлор), без оружия и брони самолёт достиг скорости 628 км/ч с полётным весом в 2,5 т (по другим данным 603 км/ч при 2768 кг). Ещё до окончания лётных испытаний, Армия США 13 апреля 1939 г. и «Белл» заключили контракт на постройку первой серии — 13 машин.

Машина была всесторонне испытана в NACA (Национальном консультативном комитете по аэронавтике). По его рекомендациям фирма внесла в прототип изменения, их оказалась так много, что переделанный в ноябре 1939 г. самолёт получил внутрифирменное название «Белл Модель 12», а в армии — «XP-39B».
Силовую установку заменили: вместо мотора «Эллисон V-1710-17» (1150 л.с.) с турбокомпрессором В-5 был установлен «Эллисон V-1710-39» (1090 л.с.). По требованию военных сняли турбокомпрессор — машина навсегда перестала быть высотной. Кроме того она потяжелела до 2,9 т., скорость упала до 603 км/ч (4500 м), а для наборы высоты в 6000 м необходимо было 7,5 мин.

В строю

Первая заказанная ВВС Аэрокобра поднялась в воздух 13 сентября 1940 года. Машины этой серии получили в армии обозначение YP-39. Полностью вооружённый и бронированный самолёт весил уже 3,3 т. и развивал скорость 592 км/ч (4600 м). Вооружение этой модели состояло из 37 мм пушки Олдсмобил Т-9 (15 снарядов), 2x12,7-мм пулемётов и 2x7,62-мм пулемётов (все пулемёты установлены в носовой части фюзеляжа).

P-39C

10 августа 1939 года USAAC (Воздушный корпус армии США) заказал 80 Аэрокобр. Поставки первых 20 машин начались в январе 1941 года.

P-39D

Оставшиеся 60 машин были достроены по изменённому проекту — они получили дополнительное бронирование, 37-мм пушка получила боезапас в 30 снарядов, а 7,62-мм пулемёты были перенесены из фюзеляжа в крыло, число их достигло 4, баки стали протектированные из-за чего их объём уменьшился до 454 л. и пришлось предусмотреть возможность нести подвесной бак объёмом 290 л (или бомбу — 272 кг (600 фунтов)). Двигатель V-1710-35 (E5) (1150 л.с). Первые машины этой серии начали поступать в части в апреле 1941 года. В сентябре 1940 года к этим 60 машинам были заказаны ещё 369 самолётов.

«Аэрокобра» I

Ещё 13 апреля 1940 года Британской комиссией по закупкам вооружения было заказано 675 машин «Белл Модель 14». В контракте было указано, что максимальная скорость должна составлять 644 км/ч, рабочий потолок 11000 м, дальность полёта — более 1600 км. Зная о неосуществимости данных требований, фирма «Белл» тем не менее взялась за контракт. Первая Аэрокобра в Великобритании поднялась в воздух 6 июля 1941 года. Получила обозначение «Аэрокобра» I и другое вооружение: 20-мм пушку «Бритиш Испано Mk.404» (магазин 60 патронов) и 4x7.62-мм пулемёта в крыльях или английские 7,69 «Браунинг».

9 октября 1941 года Британские Аэрокобры выполнили своей первый и единственный боевой вылет на штурмовку. Уже в декабре 1941 года самолёт был снят с вооружения RAF, сразу же и аннулировали все контракты на его строительство и поставку в Великобританию.

P-39D-1

Базой для создания послужила «Аэрокобра» I, на фирме машина обозначалась как «Белл Модель 14А». Нехватка 37-мм пушек привела к установке на машину 20-мм пушки (магазин 60 патронов) Hispano-Suiza Mk 404. Двигатель получил возможность кратковременного форсирования (5 минут на высоте более 1300 м) до 1490 л.с.. Взлётный вес — 3528 кг. Набор выстоты 1500 м за 2 мин 34 сек. Радиус разворота — 234 м. На испытаниях в пикировании была достигнута скорость в 805 км/ч. Дальность полёта с дополнительным топливным баком в 600 л — 2700 км.

P-39D-2

Заказ на строительство подписан 17 сентября 1941 года.
Внутрифирменное обозначение модели «Белл Модель 14А-1». Было построено 158 машин. Силовая установка — Аллисон V-1710-63 (1325 л.с.); двигатель мог работать только на 100-октановом бензине.

Всех модификаций «D» (D-2 и D-3) было построено около 900 машин.

P-39F

13 сентября 1940 года подписан контракт на строительство 254 машин. Внутрифирменное обозначение модели — «Белл Модель 15B». Винт General Motors Aeroproducts Hydromatic Propeller — 3,14 м.

"Аэрокобра" в СССР

Всего в СССР было поставлено 4952 истребителей P-39 "Аэрокобра", что составляет приблизительно половину от общего количества выпущенных машин[1]. С декабря 1941 года Великобритания направила в СССР 212 P-39, но в 41-м было получена только одна машина, а в 42-м 192. Поставка этих ранних моделей была завершена в январе 1943 г. Все машины прибывали в разобранном состоянии, большей частью в 6-ю запасную авиабригаду, а именно в 22 запасной авиаполк, который состоял из 4-х сборочных бригад и 3-х учебных авиаэскадрилий (по одной для «киттихауков», «харикейнов» и «аэрокобр»).

Первой частью, переученной на "Аэрокобры", был 153 ИАП, который закончил обучение 14 июня 1942 г. и был перебазирован на Воронежский фронт, куда прибыл 29 июня. За 3 месяца боёв полк уничтожил 18 бомбардировщиков, 45 истребителей, собственные потери — три лётчика, 8 машин, и был удостоен звания гвардейского (28 гв. ИАП).

Впервые же в Великой Отечественной войне "Аэрокобра" вступила в бой 16 мая 1942 г. в составе 19 гв. ИАП (16 машин) в Заполярье.

Из известных советских асов на P-39 воевали Покрышкин Александр Иванович, Речкалов Григорий Андреевич, Гулаев Николай Дмитриевич.

Описание конструкции Bell P-39 Airacobra (Белл P-39 Аэрокобра)

Одноместный, одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и трёхстоечным шасси. Каркас фюзеляжа из двух коробчатых лонжеронов на всю длину. Крыло самолёта трёхлонжеронное. Лонжероны дюралевые (кроме заднего стального). Обшивка работающая дюралевая. Управляющие поверхности обтянуты полотном, триммеры — пластмассовые. Винт трёхлопастной (стальные лопасти), изменяемого шага, типа «Кертисс Электрик» диаметром 3,16 м. Мог работать как винт-автомат и как винт фиксированного шага.

Бронирование

Заднее бронестекло толщиной 63 мм. Переднее (вмонтировано в козырёк) — 37 мм. Бронеспинка лётчика и броня за мотором, закрывающая маслобак, толщиной по 6,5 мм Масса брони 92 кг, масса бронестекла 27 кг.

Вооружение

  • 20 мм пушка HS-404 боезапас 60 патронов или 37 мм пушка M4 боезапас 30 патронов;
  • 12,7 мм пулемёты «Кольт-Браунинг» боезапас 200—270 патронов (от двух до четырех штук в зависимости от модификации).

Bell P-39 Airacobra (Белл P-39 Аэрокобра)

<<  TBF Эвенджер

>>  Поликарпов И-16