|
Bell P-39 Airacobra (Белл P-39 Аэрокобра)
Bell P-39 Airacobra (Белл P-39 Аэрокобра)История создания Аэрокобра является первой серийной машиной фирмы «Белл Эркрафт Корпоройшн в Буффало, Нью-Йорк». Лоуренс Д. Белл — глава фирмы, Роберт Д. Вудс — главный конструктор, его помощник — Гарланд М. Пойером. Последние два и являются создателями P-39. 18 мая 1937 г. одобрила представленный на конкурс проект будущей Аэрокобры — проект «Белл Модель 4», а 7 октября фирмой был получен контракт на строительство прототипа под обозначением «XP-39». 29 декабря 1938 года, в разобраном виде по железной дороге машина прибыла в испытательнй центр (Райт-Филд, Огайо). Переделки и доводки машины растянулись до 8 февраля, когда удалось запустить двигатель самолёта. Но после первой же рулёжки (1 марта 1939 года) из-за недостатков системы охлаждения двигатель пришлось демонтировать. Первый полёт состоялся 6 апреля 1939 года (пилот Джеймс Тейлор), без оружия и брони самолёт достиг скорости 628 км/ч с полётным весом в 2,5 т (по другим данным 603 км/ч при 2768 кг). Ещё до окончания лётных испытаний, Армия США 13 апреля 1939 г. и «Белл» заключили контракт на постройку первой серии — 13 машин. Машина была всесторонне испытана в NACA (Национальном консультативном комитете по аэронавтике). По его рекомендациям фирма внесла в прототип изменения, их оказалась так много, что переделанный в ноябре 1939 г. самолёт получил внутрифирменное название «Белл Модель 12», а в армии — «XP-39B». В строю Первая заказанная ВВС Аэрокобра поднялась в воздух 13 сентября 1940 года. Машины этой серии получили в армии обозначение YP-39. Полностью вооружённый и бронированный самолёт весил уже 3,3 т. и развивал скорость 592 км/ч (4600 м). Вооружение этой модели состояло из 37 мм пушки Олдсмобил Т-9 (15 снарядов), 2x12,7-мм пулемётов и 2x7,62-мм пулемётов (все пулемёты установлены в носовой части фюзеляжа). P-39C 10 августа 1939 года USAAC (Воздушный корпус армии США) заказал 80 Аэрокобр. Поставки первых 20 машин начались в январе 1941 года. P-39D Оставшиеся 60 машин были достроены по изменённому проекту — они получили дополнительное бронирование, 37-мм пушка получила боезапас в 30 снарядов, а 7,62-мм пулемёты были перенесены из фюзеляжа в крыло, число их достигло 4, баки стали протектированные из-за чего их объём уменьшился до 454 л. и пришлось предусмотреть возможность нести подвесной бак объёмом 290 л (или бомбу — 272 кг (600 фунтов)). Двигатель V-1710-35 (E5) (1150 л.с). Первые машины этой серии начали поступать в части в апреле 1941 года. В сентябре 1940 года к этим 60 машинам были заказаны ещё 369 самолётов. «Аэрокобра» I Ещё 13 апреля 1940 года Британской комиссией по закупкам вооружения было заказано 675 машин «Белл Модель 14». В контракте было указано, что максимальная скорость должна составлять 644 км/ч, рабочий потолок 11000 м, дальность полёта — более 1600 км. Зная о неосуществимости данных требований, фирма «Белл» тем не менее взялась за контракт. Первая Аэрокобра в Великобритании поднялась в воздух 6 июля 1941 года. Получила обозначение «Аэрокобра» I и другое вооружение: 20-мм пушку «Бритиш Испано Mk.404» (магазин 60 патронов) и 4x7.62-мм пулемёта в крыльях или английские 7,69 «Браунинг». 9 октября 1941 года Британские Аэрокобры выполнили своей первый и единственный боевой вылет на штурмовку. Уже в декабре 1941 года самолёт был снят с вооружения RAF, сразу же и аннулировали все контракты на его строительство и поставку в Великобританию. P-39D-1 Базой для создания послужила «Аэрокобра» I, на фирме машина обозначалась как «Белл Модель 14А». Нехватка 37-мм пушек привела к установке на машину 20-мм пушки (магазин 60 патронов) Hispano-Suiza Mk 404. Двигатель получил возможность кратковременного форсирования (5 минут на высоте более 1300 м) до 1490 л.с.. Взлётный вес — 3528 кг. Набор выстоты 1500 м за 2 мин 34 сек. Радиус разворота — 234 м. На испытаниях в пикировании была достигнута скорость в 805 км/ч. Дальность полёта с дополнительным топливным баком в 600 л — 2700 км. P-39D-2 Заказ на строительство подписан 17 сентября 1941 года. Всех модификаций «D» (D-2 и D-3) было построено около 900 машин. P-39F 13 сентября 1940 года подписан контракт на строительство 254 машин. Внутрифирменное обозначение модели — «Белл Модель 15B». Винт General Motors Aeroproducts Hydromatic Propeller — 3,14 м. "Аэрокобра" в СССР Всего в СССР было поставлено 4952 истребителей P-39 "Аэрокобра", что составляет приблизительно половину от общего количества выпущенных машин[1]. С декабря 1941 года Великобритания направила в СССР 212 P-39, но в 41-м было получена только одна машина, а в 42-м 192. Поставка этих ранних моделей была завершена в январе 1943 г. Все машины прибывали в разобранном состоянии, большей частью в 6-ю запасную авиабригаду, а именно в 22 запасной авиаполк, который состоял из 4-х сборочных бригад и 3-х учебных авиаэскадрилий (по одной для «киттихауков», «харикейнов» и «аэрокобр»). Первой частью, переученной на "Аэрокобры", был 153 ИАП, который закончил обучение 14 июня 1942 г. и был перебазирован на Воронежский фронт, куда прибыл 29 июня. За 3 месяца боёв полк уничтожил 18 бомбардировщиков, 45 истребителей, собственные потери — три лётчика, 8 машин, и был удостоен звания гвардейского (28 гв. ИАП). Впервые же в Великой Отечественной войне "Аэрокобра" вступила в бой 16 мая 1942 г. в составе 19 гв. ИАП (16 машин) в Заполярье. Из известных советских асов на P-39 воевали Покрышкин Александр Иванович, Речкалов Григорий Андреевич, Гулаев Николай Дмитриевич. Описание конструкции Bell P-39 Airacobra (Белл P-39 Аэрокобра)Одноместный, одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и трёхстоечным шасси. Каркас фюзеляжа из двух коробчатых лонжеронов на всю длину. Крыло самолёта трёхлонжеронное. Лонжероны дюралевые (кроме заднего стального). Обшивка работающая дюралевая. Управляющие поверхности обтянуты полотном, триммеры — пластмассовые. Винт трёхлопастной (стальные лопасти), изменяемого шага, типа «Кертисс Электрик» диаметром 3,16 м. Мог работать как винт-автомат и как винт фиксированного шага. Бронирование Заднее бронестекло толщиной 63 мм. Переднее (вмонтировано в козырёк) — 37 мм. Бронеспинка лётчика и броня за мотором, закрывающая маслобак, толщиной по 6,5 мм Масса брони 92 кг, масса бронестекла 27 кг. Вооружение
Bell P-39 Airacobra (Белл P-39 Аэрокобра) |