Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Avro 504 (Авро Серии 504)

Avro 504 Series (Самолёты Авро Серии 504) — двухместный базовый учебно- тренировочный самолёт. Первый Авро 504 поднялся в воздух в английском Брукленде в июле 1913 года. Фирма А.В. Ро (A.V. Roe) построила 3696 самолётов, а остальные поступили от других подрядчиков, включая Браш Электрикал (Brush Electrical), Парнал (Parnall), Саундерс (Sаunders), Блерио и Спэд (Bleriot & Spad). Самолёты продолжали успешно эксплуатироваться до тридцатых годов. На самолёте впервые было применено удачное техническое решение, при котором двигатель самоохлаждался, вращаясь вместе с винтом, что позволило отказаться от массивной системы водяного охлаждения.

Avro 504 (Авро Серии 504)

Avro 504 (Авро Серии 504)

21 ноября 1914 года четыре лёгких разведчика ВВС Великобритании Avro 504 нанесли удар по базе дирижаблей Фридрихсхавен, был потерян один самолёт. В Англии считают этот налёт первым применением стратегической авиации.

По любым меркам Авро 504 был примечательным самолетом. Тысячи людей вспоминают его с любовью - как самолет, на котором обучались пилоты, или как биплан для развлекательных прогулок, на котором многие совершили свои первые полеты. Истоки самолета Авро 504 лежат в Авро 500, и первый Авро 504 поднялся в воздух в английском Брукленде в июле 1913г., оснащенный ротативным двигателем Гном (Gnome), мощностью 60 кВт (80 л.с.). В сентябре он принял участие во втором авиационном Дерби в Хендоне, финишировав на четвертом месте, и показал среднюю скорость 107 км/час (66,5 миль/час). За этим последовало значительное количество полетов, и контракт военного ведомства на 12 самолетов для Королевской воздушной команды (RFC - Ройал Флаинг Комманд), подписанный летом 1913г. Еще несколько Авро 504, было заказано частными лицами, некоторые с поплавками и другими модификациями. Адмиралтейство также заказало самолет Авро 504, и четыре первых экземпляра принимали участие в известном налете на ангары дирижаблей Фридрихсхафен Цеппелин 21 ноября 1914г., при этом один самолет был потерян. Авро 504 не находился, однако, в слишком интенсивной эксплуатации, так как был предназначен в основном для учебных целей, и с этой задачей он справился превосходно. Модификации базового проекта начались с самолета Авро 504А, который имел меньшего размера элероны и более широкие стойки бипланной коробки; 63 базовых Авро 504 были изготовлены, за ними последовали 50 самолетов Авро 504А, а к концу войны, в 1918г., число выпущенных самолетов превысило 8000 экземпляров. Фирма А.В. Ро (A.V. Roe) построила 3696 самолетов, а остальные поступили от других подрядчиков, включая Браш Электрикал (Brush Electrical), Парнал (Parnall), Саундерс (Sаunders), Блерио и Спэд (Bleriot & Spad). Ранние серийные самолеты 504 имели семицилиндровый двигатель Гном Моносупэйп (Gnome Monosoupape) мощностью 60 кВт (80 л.с.) вместо двигателя Гном опытного самолета. Вслед за Авро 504А появились: Авро 504В для эскадрильи ВМФ Великобритании с увеличенным килем и модифицированным хвостовым костылем; Авро 504С - одноместный вариант, выпущенный для ВМФ для антидирижаблевого патрулирования, и аналогичная одноместная модификация Авро 504D для ВВС Великобритании; все они были оборудованы двигателем Гном мощностью 60 кВт (80 л.с.). Усиленный и модифицированный Авро 504С был использован для испытаний взлета с катапульты, и в такой форме аппарат был обозначен как Авро 504Н. Ранее был испытан Авро 504В с тормозными колесами шасси. Свое настоящее место - учебного самолета - Авро 504 занял после пришествия в 1916г. Авро 504J. Серийные самолеты начали поставляться с 1917г., и среди подразделений, которые были укомплектованы новой моделью, была школа специальных полетов ВВС Великобритании. Именно в этой области преуспел Авро 504J, и на его производство последовали крупные заказы. Вследствие того, что Авро 504 изначально предназначался для использования в качестве фронтового самолета, были сделаны большие заказы на двигатели Моносупэйп для этого самолета, но производство двигателей не поддерживалось соответствующим количеством самолетов. Излишек двигателей был востребован для установки их на новые самолеты, Авро 504J также выпускался с двигателями Клерже (Clerget) мощностью 97 кВт (130 л.с.), и Ле Рон (Le Rhone), мощностью 82 кВт (110 л.с.) или 60 кВт (80 л.с.). Необходимые модификации по подгонке планера самолета к различным двигателям были выполнены силами компании Авро, в результате появилась универсальная модель Авро 504К, работавшая с любым типом двигателя. После войны этот тип самолета продолжал оставаться в эксплуатации как стандартный учебный самолет ВВС Великобритании до тех пор, пока его не заменил Авро 504N. Несколько Авро 504К были использованы для разнообразных испытаний. В ходе осуществления программы массового производства стало очевидно, что после окончания войны высвободится огромное количество самолетов. Авро 504К был исключительно удобен для гражданских целей и более чем 300 самолетов были зарегистрированы в Британии между 1919 и 1930гг. В основном они применялись как учебные, экскурсионные и как буксировщики. Самолеты Авро продолжали успешно эксплуатироваться до тридцатых годов, когда им на замену пришли самолеты Авро Авиан (Avro Avian) и Де Хэвилленд Моc (De Havilland Moth). Еще два варианта самолета серии 504 заслуживают упоминания перед 504N (описан отдельно). Самолет Авро 504L, первый послевоенный вариант, был гидросамолетом; построено шесть трехместных машин, оснащенных ротативным двигателем Бентли (Bentley) B.R.1 мощностью 112 кВт (150 л.с.) и использовавшихся для развлекательных прогулок. Дополнительно к этому несколько самолетов Авро 504К с двигателем Клерже мощностью 97 кВт (130 л.с.) были оснащены поплавками. Самолет Авро 504М был попыткой построить биплан с кабиной для двоих; для этого был спроектирован стандартный фюзеляж, к нему приделали крышу из клееной фанеры и добавили иллюминаторы. В качестве силовой установки применялся девятицилиндровый двигатель Гном Моносупэйп мощностью 75 кВт (100 л.с.). Один Авро 504М интенсивно использовался для развлекательных прогулок в течение лета 1919г. В попытке улучшить летные данные компания разработала Авро 504Е для эскадрильи ВМФ Великобритании, оснащенный двигателем Гном Моносупэйп мощностью 75 кВт (100 л.с.). Было сделано большое число изменений, включая уменьшение выноса крыла; всего построено 10 экземпляров.

Варианты

Авро 504J с двигателем Ле Рон, мощностью 60 кВт (80 л.с.) или Гном Моносупэйп мощностью 75 кВт (100 л.с.).

Авро 504К летал с различными двигателями, включая R.A.F. 1А и Тулин мощностью 67 кВт (90 л.с.), Гном Моносупэйп, Кёртис К6 и Санбим Дайек мощностью 75 кВт (100 л.с.), Ле Рон мощностью 82 кВт (110 л.с.), Клерже мощностью 97 кВт (130 л.с.), Бентли B.R.1 мощностью 112 кВт (150 л.с.), Восп 1 A.B.C. мощностью 127 кВт (170 л.с.) и Испано-Сюиза мощностью 164 кВт (220 л.с.).

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека;
  • Длина: 8,97 м;
  • Размах крыла: 10,97 м;
  • Высота: 3,17 м;
  • Площадь крыла: 30,66 м²;
  • Масса пустого: 558 кг;
  • Максимальная взлётная масса: 830 кг;
  • Двигатель: 1× роторный Ле Рон мощностью 110 л.с. (82 кВт).

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 145 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 126 км/ч;
  • Практическая дальность: 402 км;
  • Практический потолок: 4 875 м;
  • Скороподъёмность: 3,6 м/с;
  • Время набора высоты: 1 065 м за 5 минут;
  • Нагрузка на крыло: 18,2 кг/м²;
  • Тяговооружённость: 99 Вт/кг.

Avro 504 (Авро Серии 504)

<<  СПАД S.XIII

>>  Цессна 206