Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Кокс») — пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости. Имеет дальность 3000 км, крейсерскую скорость 490 км/ч, максимальную взлётную массу 21 т. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 (Ивченко) с воздушным винтом изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год.
Ан-24
Было выпущено более 1000 таких самолётов, более 300 до сих пор эксплуатируются, в основном в СНГ и странах Африки. Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолета Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 им. О.К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР №1417-656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.
Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за штурвалом которого находился экипаж лётчика-испытателя Г.И.Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе №473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолета на трассе Киев-Херсон.
Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод "АВИАНТ”. Также Ан-24 производился а Китае под названием Y-7.
Состояние
На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 207 самолётов этого типа, из них 121 эксплуатируется.
Аэродинамическая схема Ан-24
Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым оперением.
Техническое описание
Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещен пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и багажный отсек.
Крыло - трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагается два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях – два 2 выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение -традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.
Шасси самолета - трехопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колеса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется в полете и на земле.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16. Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме — 2550 л.с. Топливо размещается в 4 мягких баках в центроплане.
Технические характеристики Ан-24
Экипаж: 3-6 человека
Пассажировместимость: 32 человека
Грузоподъёмность: 4200 кг
Длина: 23,53 м
Размах крыла: 29,20 м
Высота: 8,32 м
Площадь крыла: 74,98 м²
Масса пустого: 13300 кг
Масса снаряжённого: 13750 кг
Нормальная взлётная масса: 18000 кг
Максимальная взлётная масса: 19200 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3950 кг
Силовая установка: 2 × ТВД АИ-24
Мощность двигателей: 2 × 2550 (2 × 1876)
Воздушный винт: АВ-72Т
Диаметр винта: 3,90 м
Лётные характеристики Ан-24
Максимальная скорость: 540 км/ч
Крейсерская скорость: 420 км/ч
Практическая дальность: 990 км
Перегоночная дальность: 2820 км
Практический потолок: 9100 м
Длина разбега: 500 м
Длина пробега: 500 м
Модификации Ан-24
Построенные решения:
Ан-24 - первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.
Ан-24 "Нить" - самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.
Ан-24 "Троянда" - летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.
Ан-24А - пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962-1963 годах изготовлено 200 самолётов.
Ан-24Б - пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массой, рассчитанный на 48-52 места. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.
Ан-24В - экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года.
Ан-24ЛП - лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта.
Ан-24ЛР "Торос" - самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.
Ан-24ПС - поисково-спасательный на базе Ан-24Т.
Ан-24ПРТ - вариант Ан-24ПС с упрощенным составом оборудования.
Ан-24Р - самолёт радиоразведки и радиоконтроля.
Ан-24РВ - вариант Ан-24Б(В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установки РУ-19А-300.
Ан-24РР - самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967-1968 годах переобрудовано 4 самолёта.
Ан-24РТ - военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969-1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта.
Ан-24РТ (Ан-24РТР) - самолёт-радиоретранслятор.
Ан-24Т (Ан-34) - военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б(В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961-1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967-1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта.
Ан-24ШТ - штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов.
Ан-24УШ - учебно-штурманский вариант Ан-24.Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.
Ан-24ФК (Ан-30) - фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов.
Ан-26 - военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.
Y-7 - китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984-2000 годах изготовлено 70 самолётов.
MA-60 - модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией.
Проектные решения:
Ан-24АТ - военно-транспортный самолёт на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.
Ан-24АТ-У - самолёт укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).
Ан-24АТ-РД - самолёт на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.
Ан-24Д - пассажирский вариант, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.
Ан-24К - административный (служебный) самолёт, рассчитанный на 16-18 мест.
Ан-44 - транспортный (проект). Отличался большой грузовой дверью в левом борту.
Ан-50 - с 4 ТРД АИ-25 (проект). Разработан в 1972 году.
Аварии Ан-24
По данным на 22 апреля 2009 года было потеряно 142 самолёта типа Ан-24.