Бо́инг 767 (англ. Boeing 767) — широкофюзеляжный авиалайнер, предназначенный для совершения полётов средней и большой протяжённости. Производится американской компанией Boeing с 1981 года.
Boeing 767 (Боинг 767)
Разработка экономичного двухмоторного реактивного авиалайнера, предназначенного для обслуживания линий средней и малой протяжённости, началась в 1978 году, когда авиакомпания Юнайтед Эйрлайнс (United Airlines) проявила заинтересованность в машине такого класса и разместила заказ на покупку сразу 30 самолётов. Первый 767, до сих пор находящийся во владении Боинг, был построен и вышел за ворота завода в Эверетте, штат Вашингтон, 14 августа 1981, и совершил первый полёт 26 сентября.
Разработка модели 767—400 началась в сентябре 1983. Эта модель имеет фюзеляж, который на 6,5 метра длиннее, чем у 767—200, что позволило увеличить количество пассажиров на 22 % (примерно 40 пассажиров) и количество перевозимого груза на 31 %. За основными моделями последовали варианты с расширенным радиусом полётов. В настоящее время 767 является самолётом, который пересекает Атлантический океан наиболее часто.
Общие сведения
Боинг 767 занимает промежуточное положение между более маленьким 757, имеющим фюзеляж обычных размеров, и большими, широкофюзеляжными 747 и 777. Применение новейших технологий позволило значительно снизить эксплуатационные расходы и в то же время достичь такого уровня комфорта для пассажиров, которого не было на то время ни в одном другом авиалайнере мира. Конструкция 767 сочетает в себе высокую эффективность использования топлива, гибкость в использовании, низкий уровень шума и современные системы авионики, включая полностью цифровую систему управления полётом. Для его создания использовались самые современные на тот момент материалы, такие как новые алюминиевые сплавы и различные композитные материалы.
Пассажирский салон с двумя проходами следует тому стандарту пространства и комфорта, который был установлен 747, первым широкофюзеляжным авиалайнером. Исследования мнения пассажиров показали, что та схема посадочных мест, которая была применена в 767 (7 пассажирских сидений в ряду по схеме 2+3+2), наиболее полно отвечает запросам потребителей. При такой расстановке сидений 87 % мест находится либо у прохода, либо возле окна, а единственное место, находящееся в середине, отделяет от прохода всего одно кресло. Эти же исследования показали, что по общему уровню комфорта пассажиры ставят 767 на один уровень с 747.
Салон 767 почти на 1,5 метра шире, чем салоны самолётов более ранних конструкций, и в результате он мог вместить около 224 пассажиров в стандартной компоновке с тремя классами салонов, однако имеется много возможностей по увеличению количества пассажирских мест. Например, для чартерных рейсов существует вариант 767—300 с салоном одного класса, способный вместить до 325 пассажиров.
Для багажа и груза также было выделено предостаточно места: вариант 767—200 способен вместить до 86,9 м³ груза, а вариант 767—300 — 114,2 м³ соответственно, что было на 45 % больше, чем подобный показатель для 707 модели, и больше, чем у любого другого коммерческого авиалайнера этого класса.
По приблизительным оценкам, 767 перевёз 795 миллионов пассажиров и выполнил 4,8 миллионов коммерческих рейсов с того момента, когда он впервые вступил в строй 8 сентября 1982. Средняя продолжительность налётов за день для всех выпущенных машин составляет 10 часов.
Авиационные происшествия с Boeing 767 (Боинг 767)
За всю историю было потеряно 12 самолётов типа Boeing 767 из 967 построенных. Одним из знаменитых Боингов-767 стал так называемый «Планёр Гимли» — самолёт, который пролетел абсолютно без топлива более двадцати километров и совершил вполне успешную посадку, при которой никто серьёзно не пострадал, а самолёт получил незначительные повреждения и впоследствии был восстановлен для дальнейшей эксплуатации (уже через два дня после проведённого ремонта на месте смог улететь своим ходом).
11 сентября 2001 года во время атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон два Боинга-767 были захвачены террористами и направлены ими на башни ВТЦ.
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
02.91
9K-AIB
Мосул
0/0
Захвачен у Кувейта, уничтожен во время «Бури в пустыне»
02.91
9K-AIC
Мосул
0/0
Захвачен у Кувейта, уничтожен во время «Бури в пустыне»
26.05.91
OE-LAV
восток Таиланда
223/223
Упал с эшелона. Левый двигатель перешёл на реверс
06.04.93
N767TA
Гватемала
0/236
Вылетел за пределы ВПП при посадке на большой скорости
23.11.96
ET-AIZ
Коморские острова
125/175
Рейс Аддис-Абеба-Найроби захвачен террористами, потребовавшими
лететь в Австралию. Исчерпав топливо, самолёт совершил аварийную
посадку в 500 м от побережья одного из Коморских островов
31.10.99
SU-GAP
Атлантический океан
217/217
Рейс Нью-Йорк-Каир. Пока КВС ходил в туалет, второй пилот, ранее
получивший дисциплинарные санкции, со словами «Полагаюсь на Аллаха»
отключил двигатели и направил самолёт в пике.
22.09.00
N654US
Филадельфия
0/3
При проверке после техобслуживания левый двигатель взорвался
11.09.01
N334AA
Нью-Йорк
1530+92/92
Террористы направили самолёт на северную башню ВТЦ.
11.09.01
N612UA
Нью-Йорк
612+65/65
Террористы направили самолёт на южную башню ВТЦ.
15.04.02
B-2552
Пусан
129/166
Разбился при заходе на посадку из-за ошибок экипажа
26.06.02
JA8254
Симожисима
0/3
Разбился при тренировочном полёте
28.06.08
N799AX
Сан-Франциско
0/2
Пожар на борту стоящего самолёта. Машина списана.
Технические характеристики Boeing 767 (Боинг 767)
Боинг 767 — двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Расход топлива — 4800 кг в час при максимальной коммерческой загрузке.
767-200
767-200ER
767-300
767-300ER
767-300F
767-400ER
Длина
48.51 м
54.94 м
61.4 m
Размах крыла
47.57 м
51.9 м
Пассажиры
от 181 до 255
от 218 до 295
—0
от 245 до 375
Груз
81.4 м³
106.8 м³
454 м³
129.6 м³
Дальность
9 400 км
12 200 км
9 700 км
11 305 км
6 050 км
10 450 км
Крейсерская скорость
M 0,80 (870 км/ч)
Двигатели
Два турбовентиляторных двигателя; обычно применяются General Electric CF6-80A, (ранние 767—200 и 767—300 не-ER версии) или General Electric CF6-80C2 (обычно 65,000 lbf), или Пратт & Уитни PW4062 (обычно 63,000 lbf);очень ограничено использование двигателей Rolls-Royce RB211 (обычно 60,000 lbf)