А320 — семейство узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом «Airbus S.A.S». Выпущенный в 1988 году, он стал первым пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система управления (ЭДСУ-"Fly-by-wire" по терминологии Эйрбаса).
Airbus A320 (Аэробус А320)
При более чем 3500 построенных самолётах, А320 является вторым по популярности реактивным пассажирским лайнером после Боинга-737.
Разработка Airbus A320 (Аэробус А320)
После успеха А300 консоциум Airbus начал разработку нового самолёта, призванного заменить самый популярный в то время самолёт — Боинг-727 и ранние варианты Боинга-737. Предполагалось создать самолёт аналогичных размеров, но более совершенный с точки зрения экономии и с различными вариантами пассажировместимости. Цифровые технологии дали бы А320 преимущество перед основными конкурентами — Боингом-727 и −737.
Особенности Airbus A320 (Аэробус А320)
По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия А320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа (после выпуска А318, на остальных самолётах семейства А320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version), такие как: - замена облицовочных панелей салона; более вместимые полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11%; новая Flight Attendant Pannel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100%; LCD дисплеи в кабине пилотов вместо электронно лучевых; Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) А320 пользуется большой популярностью по всему миру.
Другой особенностью Аэробуса А320 является передовая по технической оснащённости (по мерке 1980-х годов) кабина пилотов. Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых экранов, занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены специальными рукоятками-"сайдстиками"(sidestick), расположенными по бокам кабины. Эти джойстики не связаны с плоскостями управления напрямую; любое движение джойстика обрабатывается бортовым компьютером, и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые приходят в действие и совершают необходимые движения рулевых плоскостей..
Уровень шума взлетающего Аэробус А320 — 82 децибела.
Производство Airbus A320 (Аэробус А320)
Компоненты с различных заводов концерна «Аэробус» перевозят для окончательной сборки в Гамбург (А318, А319, А321) и Тулузу (А320). Практически все перевозки выполняются на самолёте A300-600ST «Белуга».
В ходе экономического оздоровления концерна Airbus в 2007 году немецким менеджерам удалось добиться переноса производства A-320 из Франции в Германию.
Планируется повысить число выпускаемых самолётов до 36 в месяц с 1 июля 2008 года .
Кроме того производство авиалайнеров типа «Аэробус 320» налажено в Китайской Народной Республике. Планируется с 2010 года, что китайские заводы концерна будут выпускать до 50 самолётов в год.
А-320 помогает «Аэробус Индастри» компенсировать потери, связанные с проблемами в производстве самолёта-гиганта А-380. Портфель заказов формируют азиатские авиакомпании и лизинговые предприятия.
Самой большой проблемой для «Аэробус Индастри» остаётся низкий курс доллара. Оплата за самолёты производится в долларах, а большая часть производства размещена в еврозоне.
Эксплуатация Airbus A320 (Аэробус А320)
Официально программа самолета А320 началась в марте 1984 г. Первый полет опытный самолет А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 г. В конце февраля 1988 г. самолет был сертифицирован в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 г. авиакомпания "Эйр Франс" получила первый самолет. Самолет А320 является первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композиционных материалов. Самолет А320 послужил основой для разработки самолетов А321 (185-местный, 1994), А319 (124-местный, 1996) и А318 (107-местный, 2003).
Аэробус А-320 летает до 4 900 км без посадки, крейсерская скорость-901 км/ч. Вместимость — 150—179 пассажиров.
Аварии на ранних стадиях эксплуатации, в том числе катастрофа А320 Air France, серьёзно подпортили имидж самолёта и его компьютеризированной системы управления. Окончательно причина аварии так и не определена, хотя в официальном заключении комиссии указывается на ошибку пилота. Тем не менее существует мнение, что виной всему компьютерные системы и ранее выявленные недостатки самолёта.
Конкуренция
Главным конкурентом для семейства А320 являются самолёты семейства Boeing 737NG. Boeing 757 конкурирует с А321, обладая несколько большей дальностью и несколько большей пассажировместимостью, однако его производство было закончено в 2005 году. Для моделей A318 и A319 конкурирующими моделями могут быть устаревшие модификации, такие как снятый с производства Boeing 717. Также как конкурент может быть рассмотрен Ту-204, однако, по причине небольшого количества проданных экземпляров влияние его незначительно. В будущем конкуренцию должен составить российский проект МС-21, находящийся по состоянию на август 2009 года в стадии начальной разработки.
В 2003 году компания «Аэробус» впервые продала больше пассажирских самолётов, чем «Боинг».
Технологии
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы "TOMCOH-CSF", состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.
Обширное применение композитных материалов (около 20%) в конструкции самолёта. В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (усиленный фиберпластик), Carbon-fiber reinforced plastic (усиленный углепластик или пластик на основе углеродного волокна), honeycomb core (сотовый заполнитель). Практически вся механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки, панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальный стабилизатор полностью изготовлен из композита. Передняя кромка горизонтального стабилизатора также композитная.
Варианты Airbus A320 (Аэробус А320)
А320
A320 — это 2-х моторный самолёт с центральным проходом в кабине, 4 пассажирскими входами и 4 запасными выходами. В аэробусе A320 могут максимально разместиться 180 пассажиров. В типичном 2-классном исполнении (2-2 кресла в бизнес-классе и 3-3 кресла в экономическом) в кабине размещаются 150 пассажиров. В грузовом отсеке могут поместиться 7 контейнеров AKH — 3 в передней части, 4 в задней. A320 является — как говорит уже само его имя — моделью-основоположницей удачной семьи А320.
А319
Модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счет уменьшения пассажирских кресел на два ряда. Благодаря выпуску вариантов с разной дальностью полета и вместимостью, эксплуатанты этого типа самолета получают весомые преимущества. Помимо базовой модели, рассчитанной на перевозку 124 пассажиров на дальность до 6650 км, заказчикам предлагается вариант с увеличенной вместимостью до 156 кресел.
А319CJ
Модификация частного самолёта с увеличенной дальностью.
A319LR
Лайнеры А321, которые были введены в эксплуатацию в начале 1994 года, обладают наибольшей размерностью среди самолетов семейства А320. Типовая компоновка А321 предусматривает размещение 185 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и низкотарифных, при этом дальность полета составляет 5600 км.
A318
А318, рассчитанный на перевозку 107 пассажиров в типовой двухклассной компоновке или до 132 пассажиров в компоновке одного класса, был введен в эксплуатацию в июле 2003 года. Он может выполнять полеты на расстояние до 5750 км. А318 может эксплуатироваться на более коротких ВПП, чем другие самолеты аналогичной размерности.
Помимо этого, в 2007 году А318 был сертифицирован на выполнение посадок с более крутой траекторией снижения. Благодаря этим качествам в сочетании с низким уровнем создаваемого шума, А318 становится удобным самолетом для эксплуатации c аэропортов, расположенных в центральной части больших городов.
На А318 был внедрен ряд улучшенных бортовых систем, которыми сейчас оснащаются и другие модели семейства А320, что позволяет повысить надежность самолетов в эксплуатации и сократить затраты на техобслуживание и закупку запасных частей. В их числе внутрисалонная информационно-управляющая система с интерактивным экраном, размещенном на панели управления оборудованием салона (Cabin Intercommunication Data System).
A318 Elite
Самый маленький и молодой из корпоративных самолётов Airbus; цена самолёта — около $50 млн. Он выставлялся на выставке Jet Expo-2007 во «Внуково-3» осенью 2007 года.
Технические характеристики Airbus A320 (Аэробус А320)
A318
A319
A320-200
A321
Пассажировместимость
107 чел.
124 чел.
150 чел.
185 чел.
Длина
31,45 м
33,83 м
37,57 м
44,51 м
Размах крыла
34,10 м
34,10 м
34,10 м
34,10 м
Площадь несущих поверхностей
122,4 м²
122,4 м²
122,4 м²
122,4 м²
Высота
12,56 м
11,76 м
11,76 м
11,76 м
Двигатели
2 x CFM56-5 либо 2xPW 6000A
2 x CFM56-5 либо 2 x IAE V2500
Максимальная скорость
M 0.82
M 0.82
M 0.82
M 0.82
Дальность
5300(7300 CJ) км
5490(11900 CJ) км
4900 км
4 400 км
Масса пустого
39,3 т
40,6 т
42,4 т
48,2 т
Макс. взлётный вес
66 т
64 (70) т
75,5 т
89 т
Катастрофы Airbus A320 (Аэробус А320)
По состоянию на 15 января 2009 года в авариях и катастрофах был потерян 21 самолёт, погибло 625 человек.
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Описание происшествия
26.06.88
F-GFKC
Мюлуза
3/136
показательный полет на малой высоте, врезался в деревья
14.02.90
VT-EPN
Бангалор
92/146
разбился при заходе на посадку из-за ошибки пилотов
20.01.92
F-GGED
около Страсбурга
87/96
разбился при снижении, экипаж неверно понял показания приборов
14.09.93
D-AIPN
Варшава
2/70
при посадке вылетел за пределы ВПП из-за ошибок экипажа
10.07.97
A4O-EM
Абу-Даби
0/115
прерванный взлёт
22.03.98
RP-C3222
Баколод
3+0/130
при посадке один двигатель забыли перевести на реверс
11.04.00
F-OHMD
Минатитлан
0/0
сгорел при заправке
23.08.00
A4O-EK
Бахрейн
143/143
Рейс Каир-Бахрейн, не смог уйти на второй круг, разбился в море
07.02.01
EC-HKJ
Бильбао
0/143
Грубая посадка
24.07.01
4R-ABA
Коломбо
0/0
Атака «Тамильских тигров» на аэропорт
28.08.02
N635AW
Финикс
0/159
Грубая посадка
19.01.03
N313NB
Нью-Йорк
0/2
Врезался в стену при движении к терминалу, ошибка техников
21.03.03
B-22603
Тайнань
0/175
Грубая посадка
03.05.06
EK-32009
около Сочи
113/113
Разбился в море при заходе на второй круг, ошибка КВС
05.05.06
EK-32010
Брюссель
0/0
Сгорел в ангаре
05.05.06
SX-BVB
Брюссель
0/0
Сгорел в ангаре
17.07.07
PR-MBK
Сан-Паулу
12+187/187
При посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в склад ГСМ
30.05.08
EI-TAF
Тегусигальпа
2+3/124
Вылетел за пределы ВПП
27.11.08
D-AXLA
у Перпиньяна
7/7
Испытательный полёт после техобслуживания
15.01.09
N106US
Гудзон
0/155
В двигатели попали птицы. Аварийная посадка на воду.