Airbus A300 был первым самолётом, построенным компанией Airbus, которая была результатом слияния различных самолётостроительных фирм Европы. Разработанная машина должна была нарушить подавляющее положение на рынке фирмы Boeing. В то же время это был первый двухмоторный широкофюзеляжный самолёт в мире.
Airbus A300 (Аэробус А300)
В 1972 первые самолёты типа A300 B1 поднялись в воздух и получили допуск к эксплуатации. Сначала продажи проходили медленно. После того, как Люфтганза (Deutsche Lufthansa) и Air France интегрировали A300 в свои флоты, было продано большее количество самолётов. До сих пор был заказан 561 самолёт этого типа и 553 машины было выпущено. Производство самолёта А300 было прекращено в 2007 году.
Airbus выпускал различные типы A300, которые сначала обозначались дополнением в наименовании. Первые два прототипа были A300 B1, в то время как первые серийные модели имели обозначение A300 B2. A300 B4-100 /-200 — это вариант A300 средней дальности, который был первым пассажирским самолётом, обслуживать который могут всего два пилота (июнь 1975??). Начиная с июля 1983 выпускалась модернизированная модель A300-600 и A300-600R (с увеличенной дальностью полёта, декабрь 1987)
Конструкция самолёта Airbus A300 (Аэробус А300)
A300 — это самолёт средней дальности с двумя турбинами(General Electric CF6 или Pratt & Whitney JT9D) под несущими поверхностями. Во время разработки A300 было почти невозможно представить, что самолёт с двумя турбинами сможет совершать трансатлантические и тихоокеанские полёты. Поэтому дальность действия была определена только для континентальных полётов. Люфтганза, один из самых больших потребителей A300, использует A300 по-прежнему для оживлённых внутригерманских и внутриевропейских полётов (например: Франкфурт-Лондон, Франкфурт-Мюнхен). Позже ограниченная дальность действия стала большим недостатком самолёта.
Производство самолёта
Наибольшее количество машин производилось в качестве сугубо пассажирских самолётов с примерно 250 местами, хотя производились как переоборудываемые экземпляры (A300 C4) так и полностью грузовые машины (A300 F4). С середины 1990-х годов производился только один грузовой вариант A300, A300F4-600R. До мая 2005 поступило 135 заказов.
В июле 2007 производство A300 было прекращено, чтобы использовать производственные мощности для сборки более новых серий аэробусов. Последний самолёт этого типа был поставлен 12 июля 2007 года в модификации A300F4-600R для грузовой авиакомпании FedEx. За всё время производства был сделан 561 широкофюзеляжный самолёт A300. В эксплуатации по состоянию на октябрь 2008 года находилось 412 самолётов этого типа.
28 мая 1969г. Франция и Западная Германия приняли решение о создании совместно с фирмой Hawker Siddeley европейского аэробуса. Проектирование началось в сентябре 1969г., а в декабре 1970г. был готов проект самолета Airbus Industrie A300. В качестве силовой установки был выбран турбовентиляторный двигатель General Electric CF6, но на серийных машинах он мог быть заменен другим двигателем такого же класса. Варианты компоновки пассажирской кабины внутри фюзеляжа круглого сечения предусматривали размещение от 220 до 336 пассажиров. Современное крыло с полным набором механизации было спроектировано фирмой Hawker Siddeley.
Первые два самолета получили обозначение A300B1, и один из них (F-WUAB) совершил первый полет 28 октября 1972 г., а второй - 5 февраля 1973 г. За ними последовали два самолета A300B2, предназначенные для серийного производства. Первые четыре машины прошли длительные летные испытания и 15 марта 1974 г. получили европейский, а 30 мая 1974г. - американский сертификат. В этот же день компания Air France совершила первый авиарейс между Парижем и Лондоном. Пассажиры были удивлены высокой комфортабельностью и низким уровнем шума в салоне самолета. 6 апреля 1978г. компания Eastern Air Lines заказала первые 38 самолетов A300. Это был вариант A300B4 с повышенным запасом топлива, щитками Крюгера, увеличенными взлетным весом и дальностью полета. Британское правительство в 1978г. приобрело 20 процентов акций этого проекта. Основными акционерами оставались компании Aerospatiale и Deutsche Airbus (37,9 процентов), а испанская CASA имела 4,2 процента акций. Участниками программы стали еще две компании: концерн Dutch Fokker и бельгийская организация Belairbus.
Начиная с 1978г., самолет A300 постоянно развивался и совершенствовался. Самолет A300C4 представлял собой конвертируемый грузопассажирский вариант с большой грузовой дверью с левого борта. Этот самолет и пассажирская его версия были вытеснены новыми, которые имели дополнительные ряды кресел, новую кабину для двух пилотов и широкий набор небольших доработок для уменьшения силы лобового сопротивления и массы самолета. Получившийся в результате самолет A300-600 совершил первый полет 8 июля 1983г. и стал основной серийной машиной после того, как последний самолет A300B4 сошел с линий в конце 1984г. Самолет выпускался в вариантах: A300-600R с увеличенной взлетной массой и балансировочным топливным баком в стабилизаторе для увеличения дальности полета и A300-600 Convertible - грузопассажирский самолет.
Катастрофы Airbus A300 (Аэробус А300)
За всю историю потеряно 25 самолётов типа A300.
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
17.03.82
F-BVGK
Сана
0/124
При взлёте взорвался второй двигатель
18.12.83
OY-KAA
Куала-Лумпур
0/247
Грубая посадка, садился в ливень при минимальной видимости.
29.09.86
VT-ELV
Ченнаи
0/196
Прерванный взлёт, в двигатель попала птица
21.09.87
SU-BCA
Луксор
5/5
Разбился при посадке после тренировочного полёта.
03.07.88
EP-IBU
Персидский залив
290/290
Сбит американской ракетой в нейтральных водах.
15.02.91
9K-AHF
Мосул
0/0
Захвачен у Кувейта, уничтожен в ходе операции «Буря в пустыне»
15.02.91
9K-AHG
Мосул
0/0
Захвачен у Кувейта, уничтожен в ходе операции «Буря в пустыне»
28.09.92
AP-BCP
Катманду
167/167
Разбился в горах при заходе на посадку
24.04.93
F-BUAE
Монпелье
0/324
Задел осветительную мачту при буксировке, списан
15.11.93
VT-EDV
Тирупати
0/262
Исчерпал топливо и совершил аварийную посадку
26.04.94
B-1816
Нагоя
264/271
Разбился при заходе на второй круг из-за грубых ошибок экипажа.
10.08.94
HL7296
Чеджу
0/160
Вылетел за пределы ВПП при посадке с большой скоростью
22.10.94
HS-THO
Бангкок
0/н.д.
При пробном запуске двигателей столкнулся с другим самолётом
26.12.94
F-GBEC
Марсель
7/170
Захвачен алжирскими террористами, взят штурмом
17.05.96
TC-ALP
тамбул
0/н.д.
Сгорел в ангаре.
26.09.97
PK-GAI
Медан
234/234
Разбился при заходе на посадку, экипаж не понял диспетчеров
16.02.98
B-1814
Тайбэй
7+196/196
Разбился при заходе на второй круг
24.03.99
A6-PFD
Родос
0/271
При посадке не сработала система торможения
02.02.00
EP-IBR
Тегеран
8+0/0
На ангар с Аэробусом рухнул C-130
12.02.00
TU-TAT
Дакар
0/182
При движении к ВПП с работающими двигателями подломилась стойка шасси
17.10.01
AP-BCJ
Дубаи
0/205
При посадке подломилась стойка шасси
12.11.01
N14053
Нью-Йорк
5+260/260
Попал в турбулентность, хвост не выдержал нагрузок и отвалился
08.03.02
VT-EFW
Дели
0/5
Из-за ошибок техников переднее шасси заклинило и подломилось
01.03.04
AP-BBA
Джидда
0/273
При взлёте две шины взорвались, их затянуло в двигатели
19.04.07
A7-ABV
Абу-Даби
0/0
Сгорел в ангаре
Производства Airbus располагаются в различных странах Европы. Корпусные детали производят в Великобритании, другие компоненты во Франции и Германии. Между заводами части транспортируются самолётами и автомобильным транспортом.
Во Франции (Тулуза) производятся полётопригодные неотделанные машины. Внутренняя отделка, как заключительное действие происходит в Гамбурге-Финкенвердере, затем самолёт перелетает в Тулузу после чего и доставляется клиентам. Такая схема производства уникальна и существует только у Airbus, и хотя всегда имелись попытки воспроизвести такое производство, прежде всего во Франции, но пока они остаются только попытками.
Так как все увеличивающиеся части самолёта не могли больше транспортироваться машиной Super Guppy, был разработан базирующийся на базе A300-600 специальный самолёт с обозначением A300-600 СВ., произведённый до сегодняшнего дня в количестве 5 экземпляров. Он известен также под именем Airbus Beluga.
Третий построенный экземпляр A300 (год выпуска в 1973 / серийный номер 003) был куплен в 1998 французским управлением космическими полётами CNES. С тех пор фирма Novespace по её заказу проводит полёты по параболе на этой машине. Машина известна также под наименованием A300-ZERO-G.
Технические данные Airbus A300 (Аэробус А300)
A300B2/B4
A300-600R
Тип
Средней и большой дальности
Средней и большой дальности
Длина
53,62 м
54,08 м
Размах крыльев
44,84 м
44,48 м
Площадь несуших поверхностей
260,00 м²
260,00 м²
Высота
16,53 м
16,62 м
Моторы
2 Turbofan-турбины от 227 кН до 236 кН Pratt & Whitney JT9D-9 General Electric CF6-80-C2A5
2 Turbofan-турбины от 249 кН до 273,6 кН Pratt & Whitney JT9D-7R4H1, PW 4158, General Electric CF6-80-C2A1 или CF6-80-C2A5
Максимальная скорость
917 км/ч
890 км/ч на высоте 7.620 м
Оптимальная скорость
847 км/ч
875 км/ч на высоте 9.450 м
Дальность
A300B2 — 3430 км с 269 пассажирами, A300B4 — 5375 км с 269 пассажирами