МиГ-19

МиГ-19 | |
---|---|
Назначение: | истребитель, истребитель-перехватчик |
Первый полёт: | 5 января 1954 года |
Принят на вооружение: | 1955 год (официально на вооружение не принимался) |
Производитель: | ОКБ Микояна и Гуревича |
Всего построено: | ~8500 |
Характеристики | |
Экипаж: | 1 чел |
Макс. скорость: | 1452 км/ч |
Макс. скорость у земли: | 1150 км/ч |
Практический потолок: | 17500 м |
Скороподъёмность: | 6900 м/мин |
Размеры | |
Длина: | 12,54 м |
Высота: | 3,89 м |
Размах крыла: | 9,0 м |
Площадь крыла: | 25,0 м² |
Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: | 55 ° |
Масса | |
Пустой: | 5172 кг |
Снаряжённый: | 7560 кг |
Макс. взлётная: | 8632 кг |
Силовая установка | |
Тяга (мощность): | 2x2600 кгс |
Тяга форсажная: | 2x3250 кгс |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: | 3x30 мм |
Боезапас: | 3x210 сн. |
НАР, авиабомбы до 250 кг |
История разработкиМиГ-19
Первым шагом на пути к созданию сверхзвукового истребителя МиГ-19, можно считать опытный самолёт СМ-1. По постановлению Совета Министров, от 20 апреля 1951 года, старый МиГ-15бис 45°, проложивший дорогу к созданию МиГ-17, переоборудовали для установки двух двигателей АМ-5 вместо одного ВК-1. Двигатели размещались в фюзеляже, в мотоотсеке, вплотную друг к другу. Во время испытаний намечалось улучшить лётные характеристики МиГ-17 и довести двигатель до необходимого уровня надёжности и экономичности. Первоначально на СМ-1 установили два двигателя АМ-5 (позднее их заменили на усовершенствованные АМ-5А) тягой по 2000 кгс. В сумме два двигателя, даже без форсажа, давали большую тягу, чем один ВК-1Ф на форсаже, при этом их суммарная масса была всего на 88 кг больше. Меньшие габариты двигателей, позволили разместить в фюзеляже три дополнительных бака, общим объёмом в 770 литров.
Самолёт был построен в конце 1951 года и получил обозначение И-340. Лётные испытания провели лётчики Г. А. Седов и К. К. Коккинаки, а ведущим инженером по испытаниям назначили А. В. Минаева. На испытаниях самолёт достиг скорости 1193 км/ч на высоте 5000 м и скороподъёмности 41 м/с. Благодаря более экономичным двигателям и увеличенному объёму топлива существенно возрос радиус действия истребителя.
Следующим этапом в разработке МиГ-19, стало создание в 1952 самолёта СМ-2 (И-360). Новый самолёт отличался от СМ-1 удлинённым на 1,6 метра фюзеляжем, размах крыла уменьшился с 9,26 метра до 9,04 метра, а вес вырос с 5219 кг, до 6802 кг. Для СМ-2, было разработано новое крыло со стреловидностью 55° и одним аэродинамическим гребнем. По предложению инженера Н. Волкова, в корневой части крыла были размещены пушки Н-37Д с боезапасом. Это позволило освободить место в носовой части фюзеляжа для другого оборудования. Другие изменения коснулись конструкции фонаря, основных стоек шасси и их щитков, нижний киль был увеличен, а посадочная фара была перенесена с левого крыла под носовую часть. Силовая установка состояла из двух двигателей АМ-5А.
В апреле 1952 года первый прототип с Т-образным хвостовым оперением, обозначенный СМ-2/1 был передан на аэродром ЛИИ, где 27 мая, Г. А. Седов выполнили на нём первый полёт. Практически сразу стало ясно, что тяги двигателей АМ-5А недостаточно и их заменили на форсированные АМ-5Ф с тягой 2150 кгс и 2700 кгс на форсаже. С новыми двигателями удалось достичь скорости М=1,19 в горизонтальном полёте. По результатам испытаний, горизонтальное оперение перенесли на фюзеляж, одновременно увеличив его площадь, была увеличена площадь руля направления и модифицированы тормозные щитки. Переделанный самолёт получил обозначение СМ-2А, а после увеличения аэродинамических гребней на крыле — СМ-2Б.
Второй прототип, СМ-2/2 был изначально построен с горизонтальным оперением на фюзеляже. Кроме того, на СМ-2/2 устанавливались пушки с коротким стволом и отсутствовала возможность подвески 760-литрового ПТБ.
Однако даже форсированный двигатель АМ-5Ф был недостаточно мощным, и прототипы переоснастили новыми, более мощными АМ-9Б тягой 2600 кгс и 3250 кгс на форсаже. После запуска в серию, этот двигатель был обозначен РД-9Б. С новым двигателем СМ-2Б получил обозначение СМ-9/1. 5 января 1954 года, лётчик-испытатель Г. А. Седов впервые поднял СМ-9/1 в небо, всего он выполнил 132 полёта на этой машине. Уже во втором полёте был преодолён звуковой барьер.
К тому времени конструкторы изменили форму перегородки в воздухозаборнике, а пушки Н-37 заменили на три НР-23, с общим боекомплектом в 340 патронов. В состав оборудования входили радиостанция РСИУ-3М «Клён», ответчик «Узел-1» и радиодальнометр СРДМ-1М «Конус».
12 сентября 1954 года заводские испытания были завершены, и 30 сентября начались государственные испытания. Лётные испытания показали, что характеристики самолёта существенно улучшились и СМ-9/1 был рекомендован к принятию на вооружение. Совет Министров постановлением № 286-133 от 17 февраля 1954 года распорядился начать серийное производство самолёта МиГ-19 на двух заводах в Горьком и Новосибирске.
Прототипы и опытные самолёты МиГ-19
- СМ-1 (И-340): Опытный МиГ-17 с двумя двигателями АМ-5 (позже АМ-5А). На нём была отработана схема компоновки силовой установки, впоследствии примененная на МиГ-19.
- СМ-2/1 (И-360): Первый прототип серии, с двумя пушками Н-37Д и двумя двигателями АМ-5А (позже АМ-5Ф). Отличался Т-образным хвостовым оперением.
- СМ-2/2 (И-360): Второй прототип прототип серии, горизонтальное оперение располагалось на фюзеляже.
- СМ-9/1: С двумя двигателями РД-9Б, прототип МиГ-19.
- СМ-9/2: С двумя двигателями РД-9Б, прототип МиГ-19С.
- СМ-9/3: Опытный, с тремя НР-30 вместо 3 НР-23.
- СМ-9/3Т: Переоборудованный для испытаний ракет К-13 (Р-3с).
- СМ-9В: Прототип МиГ-19СВ.
- СМ-7/1: С РЛС РП-1 «Изумруд», прототип МиГ-19П.
- СМ-7/2: С цельноповоротным оперением и двумя блоками НУРС ОРО-57К.
- СМ-7/М: С РЛС РП-2У «Изумруд-2» и четырьмя ракетами РС-2-У, прототип МиГ-19ПМ.
- СМ-10: Опытной, с системой дозаправки.
- СМ-11: Опытный, с ИК станцией «Ястреб-СИВ».
- СМ-12/1: Опытный, с ТРДФ РД-9БФ, воздухозаборником с острой передней кромкой и центральным регулируемым конусом.
- СМ-12/2: Опытный, с ТРДФ Р-3-26В с системой впрыска воды.
- СМ-12/3: Опытный, с ТРДФ Р-3-26, удлиненной на 670 мм носовой частью фюзеляжа и с 2-позиционным конусом в воздухозаборнике.
- СМ-12/4Т: Опытный, для испытаний УР К-13.
- СМ-12ПМ: Опытный, с двигателями Р3-26, РЛС ЦД-30 в конусе воздухозаборника, двумя управляемыми ракетами Р-2-УС и стартовыми ускорителями У-19М.
- СМ-12ПМУ: Три опытных самолёта с двигателями Р3М-26, РЛС ЦД-30 в конусе воздухозаборника, управляемыми ракетами К-5 и стартовыми ускорителями У-19М.
- СМ-20: Опытные, для отработки ракет X-20.
- СМ-К: Опытные, для отработки системы кправления ракетой X-20.
- СМ-21: Опытный, для испытаний НАР С-21.
- СМ-24: Опытный, для испытаний НАР С-24.
- СМ-30: Опытный, с ускорителем ПРД-22 для взлета с наземного катапультного пускового устройства.
- СМ-50: Пять опытных машин с ускорителем У-19Д.
- СМ-51: Опытный, с ускорителем У-19Д.
- СМ-52: Опытный, с ускорителем У-19Д и РЛС «Алмаз»
- СМ-52П: Опытный, для испытаний аппаратуры «Горизонт-1».
- СМ-6: Опытный, для испытания ракет К-6.
- СЛ-19: Самолёт лаборатория с лыжным шасси.
- МиГ-19СМК: Опытный, для отработки КР К-10.
Модификации МиГ-19
Ниже приведены модификации МиГ-19, строившиеся серийно в СССР.
- МиГ-19: Первый серийный вариант с тремя пушками НР-23 и двигателями РД-9Б.
- МиГ-19П: Всепогодный перехватчик с РЛС РП-1 «Изумруд» и двумя пушками НР-23 (на поздних сериях РП-5 «Изумруд-2» и две пушки НР-30).
- МиГ-19ПГ: МиГ-19П с аппаратурой передачи данных и наведения с земли «Горизонт-1».
- МиГ-19С: Истребитель с тремя пушками НР-30, обновлённым составом БРЭО и улучшениями в конструкции планера.
- МиГ-19Р: Разведывательный самолёт на базе МиГ-19С с двигателями РД-9БФ-1, двумя пушками НР-30 и фотокамерами АФА-39 на месте третьей.
- МиГ-19СВ: Высотный перехватчик с облегченной конструкцией, двумя пушками НР-30 и двигателями РД-9БФ-1.
- МиГ-19ПМ: Перехватчик без пушечного вооружения, с четырьмя ракетами РС-2У и РЛС РП-2У «Изумруд-2».
- МиГ-19ПМЛ: МиГ-19ПМ оснащенные станцией наведения с земли «Лазурь».
МиГ-19
<< Як-1
>> СПАД S.XIII