Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Grumman F6F Hellcat (Грумман F6F Хеллкэт)

Грумман F6F Хеллкэт (англ. Grumman F6F Hellcat) — представляет собой глубокую модернизацию истребителя F4F «Уайлдкэт». В июне 1941 г. ВМС США заключили с фирмой Грумман договор о коренной модернизации «Уайлдкэта». Но в рамках задания создали фактически новый самолёт с другой формой фюзеляжа, конструкцией шасси и более мощным двигателем. Производство F6F началось в январе 1943 года. Первый боевой вылет в августе 1943 года. По американским данным за два года боёв на Тихом океане американские лётчики на F6F сбили 5156 самолётов. На «Хеллкэте» летал Дэвид Маккэмпбелл, самый результативный ас ВМС США. Всего было выпущено 4423 истребителя, 930 из них было передано ВВС Великобритании.

Grumman F6F Hellcat (Грумман F6F Хеллкэт)

Grumman F6F Hellcat (Грумман F6F Хеллкэт)

Модификаций американского палубного истребителя Grumman F6F Hellcat (Грумман F6F Хеллкэт)

    XF6F-1: два опытных образца (02981-2) с R-2600-10 "Циклон": только первый был завершен в этой конфигурации;
    XF6F-2: планировавшийся турбокомпрессорный варианте R-2600-16, не строился, позже обозначение использовано для F6F-3 № 66244. Закончен одновременно с турбокомпрессорным R-2800-21;
    XF6F-3: второй опытный образец (02982), законченный с R-2800-10;
    F6F-3: основной серийный вариант (всего построено 4402);
    F6F-3E переделка в ночной истребитель (построено 18);
    XF6F-3N: первая заводская модификация ночного истребителя;
    F6F-3N: ночной истребитель (общее количество 205);
    XF6F-4: преобразование первого опытного образца в варианте R-2800-27 с двухскоростным турбонагнетателем в октябре 1942 года;
    F6F-5: основной серийный вариант с небольшими усовершенствованиями (всего 6341 штук);
    F6F-5K: различные доработки в радиоуправляемые беспилотные мишени, исследовательский самолет, бомбардировщик или беспилотные самолеты-снаряды;
    F6F-5N: ночной истребитель (всего, исключая переделанные из F6F-5, 1529);
    F6F-5P: оборудованная фотокамерой переделка (число не известно, но приблизительно 200);
    XF6F-6: два F6F-5 (70188 и 70913) с двигателем "Дабл Уосп" серии С (2450 л.с. /1828 кВт R-2800-18W) и четырехлопастным воздушным винтом, первый полетел в июле 1944 года, он достиг скорости 671 км/ч и позже заменил F6F-5.

Тактико-технические характеристики Grumman F6F Hellcat (Грумман F6F Хеллкэт)

  • Экипаж: 1 человек;
  • Длина: 10,24 м;
  • Размах крыла: 13,06 м;
  • Высота: 3,99 м;
  • Площадь крыла: 31 м²;
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,5;
  • Профиль крыла: NACA 23015.6 mod корень крыла, NACA 23009 законцовка крыла;
  • Масса пустого: 4 190 кг;
  • Масса снаряжённого: 5 714 кг;
  • Максимальная взлётная масса: 6 990 кг;
  • Запас топлива: 946 л (до 3х 568 л ПТБ);
  • Двигатели: 1× двойной радиальный с двухскоростным турбонаддувом Pratt & Whitney R-2800-10W «Double Wasp» мощностью 2000 л.с. (1500 кВт);
  • Воздушный винт: трёхлопастной Hamilton Standard диаметром 4 м;
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0211;
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,65 м².

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 610 км/ч;
  • Посадочная скорость: 135 км/ч;
  • Боевой радиус: 1 520 км;
  • Перегоночная дальность: 2 460 км;
  • Практический потолок: 11 370 м;
  • Скороподъёмность: 17,8 м/с;
  • Время набора высоты: 6 100 м за 7,7 минуты;
  • Длина разбега: 244 м;
  • Нагрузка на крыло: 184 кг/м²;
  • Тяговооружённость: 260 Вт/кг;
  • Аэродинамическое качество самолёта: 12.

Вооружение

  • Пулемётно-пушечное:
    • 6× 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 400 снарядов на ствол или;
    • 2× 20 мм пушки по 225 снарядов на ствол и;
    • 4× 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 400 снарядов на ствол;
  • Боевая нагрузка: 1 800 кг различного вооружения:
    • Ракеты:
      • 6× 127 мм HVAR или;
      • 2× 298 мм Tiny Tim;
    • Подфюзеляжная точка:
      • 1× 910 кг бомба или;
      • 1× торпеда Mk.13-3;
    • Подкрыльевые точки:
      • 1× 450 кг или;
      • 2× 110 кг;
      • 6× 45 кг.

Столкновения на каждом театре

Таким образом, F6F-5, который сходил с линии в Бетпэйдже со скоростью около 20 машин в день, был почти идентичен F6F-3. Трудно найти другой самолет, выпущенный на одном заводе в количестве 12274 экземпляра (все практически идентичны) за 2,5 года. По рентабельности и влиянию на ход Мировой войны F6F идет в первом ряду. Почти все основные воздушные сражения Тихоокеанского театра, начиная с августа 1943 года, были с его участием, на нем летали все асы ВМС США того периода. С февраля 1945 года его использовали четыре авиаэскадрильи корпуса морской пехоты США. Его превосходство над японцами к концу 1944 году становится абсолютным, он непрерывно находится днем и ночью в зоне боевых действий и над японскими аэродромами, за что был назван "Большое голубое одеяло". На основе современных исследований, отношение сбитых F6F к своим потерям - 19:1.

Американский палубный военный самолет "Grumman" F6F-5 "Hellcat"

Американский палубный военный самолет "Grumman" F6F-5 "Hellcat"

Варианты перечислены отдельно, серийно выпускались ночной истребитель F6F-5N и самолет-фоторазведчик F6F-5P. Все имели вооружение, и существенная часть от партии F6F-5, включавшая все F6F-5N и F6F-5P. имела внутренние 12,7-мм пулеметы, замененные 20-миллиметровыми пушками, каждая с боезапасом 200 выстрелов. Все самолеты F6F-5 могли нести внешнюю нагрузку вооружения, хотя, поскольку это также особенность многих F6F-3, она не может быть расценена как отличительная особенность. Подфюзеляжный центральный держатель рассчитан на 454-килограммовую бомбу или бак на 682 литра. На подобный держатель под каждой корневой частью крыла можно было подвесить 454-килограммовую бомбу или ракету "Тайни Тим". Каждая из наружных частей крыла могла использоваться для разхмещения трех ракет. Исследовались другие различные установки вооружения.

Самолет F6F-5: основной серийный вариант с небольшими усовершенствованиями (всего 6341 штук)

Самолет F6F-5: основной серийный вариант с небольшими усовершенствованиями (всего 6341 штук)

В Великобритании испытательная программа включала установку восьми направляющих рельсового типа 27-килограммовых реактивных снарядов. Флот Британии получил 252 F6F-3 согласно "Ленд-лизу" с конца апреля 1943 года, под названием "Грумман" "Гэннет" Mk.I, пока название "Хеллкэт" не было стандартизировано. Все имели британский камуфляж и участвовали во многих боях у Норвегии и в Средиземноморье, первоначально в 800-й и 804-й эскадрйльях. За ними последовали 930 "Хеллкэт" Mk.2 (F6F-5) и 80 "Хеллкэт" NF.Mk.2 (F6F-5N), поставленные окрашенными в полночный синий цвет. Почти все использовались на Тихом океане с синими (белыми) поясами и часто с белыми полосами вокруг носовой части, крыла и хвоста. Некоторые были оборудованы фотокамерой ("Хеллкэт" FR.Mk.2) и несколько, без стрелково-пушечного вооружения, "Хеллкэт" PR.Mk.2, Они работали повсюду - в Восточной Индии, Малайзии, Бирме и в заключительном нападении на Японию. К концу 1945 года, все, кроме двух, из 12 действующих эскадрилий были перевооружены, один самолет, КЕ209, использовался командующим RNAS Луссимоутом (Lossiemouth) в качестве персонального даже после 1953 года. По крайней мере 120 бывших "Хеллкэтов" ВМС США были поставлены Военно-морской авиации Франции для использования в Индокитае, оставшиеся в строю позже служили на севере Африки. Другими потребителями являлись флоты Аргентины и Уругвая (к 1961 году). Более чем 300 штук были преобразованы в дистанционно-пилотируемые мишени и управляемые беспилотные самолеты-снаряды F6F-5K. Шесть из последних были запущены по северокорейским целям в августе 1952 года.

Grumman F6F Hellcat 

<<  F4U Корсар

>>  Виккерс Веллингтон