Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Пассажирские самолёты

Главная » Saab AB » 2009 » Ноябрь » 7
Saab AB
Saab 340 (Сааб)
Saab 340
Saab 340 — пассажирский турбовинтовой самолёт шведской фирмы Сааб. Крейсерская скорость — около 467 км/ч. В конце 1970-х годов в ряде стран Западной Европы, в США, Канаде и Бразилии начались исследования проектов нового поколения самолетов с ТВД для местных и коротких авиалиний.

Saab 340 (Сааб)

Saab SF-340 был одним из тех самолетов, которые проектировались как замена самолетов аналогичной пассажировместимости, созданных в 1950-1960-х годах. Новые самолеты должны обладать высокой экономичностью, иметь большие крейсерские скорости, высокую степень комфорта. При их разработке используются последние достижения в области аэродинамики, конструкционных материалов, силовых установок, электроники и т. д. Saab SF-340 был разработан совместно шведской фирмой SAAB-Сканиа и американской фирмой Фэрчаилд Индастриз. Компания Фэрчайлд несла ответственность за проектирование и производство крыла, хвостового оперения и гондол двигателей, а компания Сааб отвечала за фюзеляж, все системы самолета, летные испытания и сертификацию. Первый опытный полет состоялся 25 января 1983г. Первые поставки были сделаны швейцарской авиакомпании Кроссэйр (Crossair). Первые авиаперелеты начали производиться в апреле 1984г. В 1985г. на Авиасалоне в Париже компания показала самолет 340 с двигателями СТ7 большей мощности и винтами Доути (Dowty) большего диаметра. Максимальный взлетный вес был увеличен с первоначальных 11793 кг до 12872 кг. Было предложено улучшить существующие самолеты SF-340 в рамках программы модификации. В результате проблем с финансированием, компания Фэрчайлд в октябре 1985г перестала участвовать в программе. Следующим был предложен вариант грузового самолета S340QC с быстрой сменой перевозимого груза. Первую машину получила компания Финнавиэйшн (Finnaviation) в 1987г. Семейство самолетов было переименовано в S340. В 1987г. был выпущен самолет Сааб 340В, который в настоящее время является серийным вариантом. Он имеет двигатели СТ7-9В с большей выходной мощностью, стабилизатор увеличенного размаха и еще больший максимальный взлетный вес - 12928 кг. К середине 1993г. количество заказов на самолеты Сааб 340 превысило 400 экземпляров. Одним из самых последних заказов был самолет раннего обнаружения Сааб 340AEW Эриай (Erieye), контракт на который был подписан 3 февраля 1993г. Эта модель имеет над фюзеляжем наблюдательный радиолокатор с фазовым построением Эрикссон (Ericsson), трех операторов в кабине и максимальную продолжительность патрулирования до семи часов.

Компоновка и строение основных узлов Saab 340 (Сааб)

Летательный аппарат представляет собой свободнесущий моноплан с низкорасположенным крылом, с силовой цельнометаллической конструкцией и с выборочным использованием композиционных материалов. Разработан в двух вариантах: основная авиатранспортная конфигурация и вариант для служебных перевозок.

Крыло трапециевидное с двумя лонжеронами, выполнено в основном из алюминиевого сплава. Оно конструктивно состоит из двух консолей, которые стыкуются под фюзеляжом по продольной оси самолета. Этим достигаются снижение веса и повышенный ресурс конструкции. Верхняя и нижняя обшивки крыла выполнены в виде панелей с приклеенными накладками и штампованными стрингерами. Объем между лонжеронами занят топливными баками. Передняя кромка крыла способна выдержать удар птицы. Композиционные материалы используются также в конструкции закрылков.

При разработке крыла фирмы SAAB и Фэрчайлд решили использовать такой профиль, который обеспечивал бы крылу высокие аэродинами¬ческие характеристики и достаточный объем для размещения топливных баков. Исследовались профили, разработанные в НИЦ им. Лэнгли (NASA) и рассчитанные па малые и средние скорости. Наилучшим для самолета SF-340 оказался профиль MS (1)-0313 (рис. 6). На рис. 7 сравни¬ваются максимальные коэффициенты подъемной силы обычных профилей серии NACA и усовер¬шенствованных профилей NASA в зависимости от относительной толщины профиля при числе М = 0,15. Видно, что новые профили значительно превосхо¬дят профили серии NACA (при с = 0,16 разница в значениях сутах достигает 28%). Аэродинамиче¬ское качество профилей в зависимости от с на ре¬жиме набора высоты и в крейсерском полете пред¬ставлено на рис. 8. При наборе высоты профили NASA имеют аэродинамическое качество на 31 — 55% выше, чем у профилей NACA, а в крейсерском полете они имеют незначительное преимущество. На рис. 9 сравниваются моментные харак¬теристики обычных, малоскоростных и среднескоростных профилей. Большое значение cy¬max обыч¬но связано с большой величиной момента тангажа, однако для профилей серии MS при cymax=2,05 значение тго составляет лишь —0,08. Исследования позволили определить оптималь¬ную толщину крыла, при которой достигается требуемый объем топливных баков, малый вес кон¬струкции, высокие крейсерские характеристики и низкие значения ПЭР. При расчете стоимость 1 л топлива принималась равной 0,2 и 0,4 долл. При низкой стоимости топлива относительная толщина профиля мало влияла на ПЭР, однако при больших ценах величина ПЭР постепенно увеличивает¬ся с ростом с сверх 0,16. Для самолета SF-340 оптимальным оказалось значение с, равное 0,14. Крыло имеет профиль с малым лобовым сопротивлением. Форма крыла оптимизировалась с учетом особенностей эксплуатации – несколько промежуточных посадок в типовом рейсе.

При определении размеров крыла учитывались два основных требования: выполнение посадки при максимальном посадочном весе на уровне моря в условиях и набор высоты при одном неработающем двигателе с ВПП, расположенной на высоте 1525 м над уровнем моря, в условиях МСА +30о.

Фюзеляж состоит из трех основных секций: носовой (с кабиной экипажа), центральной, хвостовой (с багажным отсеком); имеет форму круглого поперечного сечения. Носовая и хвостовая секция имеют обычную полумонококовую конструкцию. Центральная секция состоит из верхней, нижней и двух боковых панелей. Эти панели состоят из обшивки, к которой приклеены усиливающие накладки и стрингеры. Кроме того, боковые панели имеют приклеенные рамы окон. При сборке все четыре панели с помощью заклепок соединяются с силовыми шпангоутами и друг с другом. Для самолета были специально разработаны новые облегченные пассажирские кресла, изготовленные из композиционных материалов. Под креслами имеется пространство для ручного багажа. Ширина пассажирской кабины 2,16 м, высота по проходу 1,83 м. Большие окна обеспечивают хороший обзор. Над каждым местом установлена панель сигнализации с лампой и индивидуальным вентилятором. В передней части кабины расположены туалет, гардероб и буфет.

В пассажирской кабине установлено 10 рядов пассажирских кресел по схеме 2+1 и один ряд по 4 кресла в задней части кабины. Самолет вмещает до 35 пассажиров, бортпроводника и экипаж из двух человек. С левого борта передней части кабины расположена пассажирская дверь с отдельным откидным трапом. С правого борта имеется служебная дверь. В хвостовой части фюзеляжа слева находится грузовая дверь. Над крылом расположены с обеих сторон фюзеляжа аварийные выходы. В хвостовой части фюзеляжа находится отсек объемом 6,37 м3, который имеет с левого борта большую грузовую дверь. Перегородка, разделяющая багажный отсек и пассажирскую кабину, может перемещаться, позволяя быстро переоборудовать самолет в грузопассажирский вариант.

Стабилизатор и киль имеют сотовую конструкцию с заполнителем из алюминиевого сплава. Площадь стабилизатора 13,3м2, киля – 8,07м2. Рули высоты (площадь - 3,46м2) и руль направления (площадь - 2,72м2) изготовлены из композиционного материала на основе волокон кевлара; носки рулей – из стеклопластика. Все рули имеют триммеры. Система управления самолета безбустерного типа. Для поперечного управления служат элероны (общая площадь 2,12 м2). Каждый элерон имеет сервотриммер с электроприводом. Элероны изготовлены из композиционного материала на основе волокон кевлара. Путевое и продольное управление осуществляется рулями направления и высоты.

Трехколесное шасси самолета имеет стойки со спаренными колесами. Передняя стойка управляемая; угол поворота от педалей ± 60°. Имеется гаситель автоколебаний. Стойка убирается вперед. Основные стойки убираются вперед в гондолы ТВД. Колеса основных стоек имеют дисковые тормоза фирмы Гудъир с автоматами торможения. Самолет оснащен двумя ТВД Дженерал Электрик СТ7, которые являются гражданским вариантом военного ГТД Т700 (разработанный в 1970 г., использовался на вертолетах Сикорский UH-60A и SH-60B, Хьюз AH-64, Белл 214 ST. Мощность двигателя – 1250 кВт ). В отличие от двигателя Т700 гражданский ТВД имеет редуктор. Вохдухозаборник, изготовленый из композиционного материала на основе волокон кевлара, имеет защиту от повреждений посторонними предметами.

При разработке ТВД СТ7 было уделено внимание снижению удельного расхода топлива. Уменьшение расхода топлива по сравнению с более ранними аналогичными ТВД, было достигнуто за счет увеличения степени повышения давления и температуры газов перед турбиной. Мощность двигателя - 1394 кВт.

На самолете используется два варианта двигателя: СТ7-5А (пассажирский вариант самолета) и СТ7-7Е (административный вариант самолета). Оба варианта идентичны по конструкции, но имеют некоторые различия в характеристиках. Двигатель приводит четырехлопастной воздушный винт Даути Ротол R320 диаметрои 3,2 м. Скорость вращения винта 1384 об/мин. Кок винта и лопасти изготовлены из композиционного материала. Использование стеклопластиковых лопастей позволяет снизить вес конструкции самолета на 54 кг. В конструкции лопастей используется новый профиль ARA-D. Особенностью нового профиля является скругленный носок, что обеспечивает высокую стойкость к повреждению посторонними предметами. Новый профиль обеспечивает воздушному винту повышенный КПД и более широкий диапазон рабочих режимов. Особенностью силовой установки является также наличие тормоза винта, что позволяет использовать правый ТВД на земле в качестве ВСУ.

Фирмы SAAB и Фэрчайлд разработали новую легкую монококовую конструкцию гондолы ТВД. Топливо на самолете располагается в четырех баках в консолях крыла. Общий запас топлива 3330 л. Заправка осуществляется под давлением через одну заправочную горловину с нижней по¬верхности правой консоли крыла. Кроме этого на верхней поверхности каждой консоли имеются гор¬ловины для заправки топливом самотеком. Самолет SF-340 оснащен комплексной элек¬тронной цифровой системой директорного и авто¬матического управления FGAS (Flight Guidance and Autopilot System) фирмы Коллинз. Она вклю¬чает систему вертикальной навигации VNI-80B с мини-ЭВМ, цифровую систему обработки летных данных ADS-81 и комплекс цифровых электронных пнлотажно-навигацнонных приборов EFIS-86 с че¬тырьмя индикаторами на цветных ЭЛТ.

Салон самолета рассчитан на 35 пассажиров. По состоянию на октябрь 2005 года насчитывалось 430 Сааб 340 в эксплуатации, в с 56 операторами в 25 странах.

Самолёт использовался в вооруженных силах как дальний разведчик, с установленой на него системой Erieye, в настоящее время (весна 2008 года) она монтируется на авиалайнеры Saab 2000.

Летно технические характеристики Saab 340 (Сааб)

ЛТХ:
Модификация  SAAB 340B
Размах крыла, м  21.44
Длина самолета, м  19.73
Высота самолета, м  6.97
Площадь крыла,м2  41.80
Масса, кг 
  пустого самолета  8140
  максимальная взлетная  13155
Тип двигателя  2 ТВД General Electric CT7-9B
Мощность, кВт  2 х 1305
Максимальная скорость, км/ч  522
Крейсерская скорость, км/ч  467
Практическая дальность, км  1732
Практический потолок, м  9450
Экипаж, чел  2+1
Полезная нагрузка:  35-37 пассажиров

Материалы по теме "Saab AB":

Категория: Saab AB | Просмотров: 3131 | Теги: Saab | Рейтинг: 5.0/1