Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Пассажирские самолёты

Главная » КБ Яковлева » 2009 » Ноябрь » 7
КБ Яковлева
Як-42
Як-42
Як-42 (по кодификации НАТО — Clobber) — среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. Самолёт выпускался Смоленским (1977—1981) и Саратовским (1978—2000) авиационными заводами.

Як-42

Разработка самолёта началась в середине семидесятых годов в связи с потребностью «Аэрофлота» в пассажирском самолёте средней дальности, который мог бы заменить самолёты Ильюшина Ил-18 и Туполева Ту-134. В целях экономии времени в КБ решили разработать варианты самолета Як-40 с бо́льшей пассажировместимостью. Было изготовлено три опытных образца: первый со стреловидностью крыла 11°, а два других со стреловидностью 23°. Последний вариант и был выбран для серийных самолётов, получивших обозначение Як-42. Этот вариант также отличается от самолёта Як-40 полностью стреловидным хвостовым оперением, спаренными колёсами на каждой опоре шасси, и более мощными двигателями. Самолёт представляет собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции, тремя двухконтурными турбореактивными двигателями, убирающимся трёхопорным шасси, консольным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором.

Первый самолёт Як-42 поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980. Катастрофа самолёта Як-42 с бортовым номером «СССР-42529», произошедшая 28 июня 1982, на два года прервала производство Як-42 (с 1982 по 1984). В 1988 начато серийное производство новой модификации увеличенной дальности и MTOW — Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолёт был поставлен заказчику в 2002.

Состояние Як-42

С 1980 было выпущено 183 самолёта (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе и 172 на Саратовском авиазаводе.

На 1 января 2008 года эксплуатируется 126, ещё 40 находятся на хранении. 8 машин потеряно в катастрофах, 13 списаны по истечении ресурса.

Расход топлива Як-42

  • 2300—3100 кг в час в зависимости от коммерческой загрузки (при крейсерском режиме полёта).

Модификации Як-42

  • Як-42 — исходная модель.
  • Як-42А — улучшенная версия Як-42Д.
  • Як-42Д — улучшенный вариант Як-42.
  • Як-42Д-100 — вариант Як-42 с западной авионикой (двигателями и БРЭО самолёта).
  • Як-42М, или Як-142, официально не является модификацией Як-42, но по сути это так[источник не указан 172 дня].
  • Як-42Ф — модификация для аэрофотосъемки, оснащен двумя большими подкрыльевыми контейнерами, в которых размещаются электрооптические датчики
  • Як-142 — модификация с увеличенным весом брутто.

Катастрофы Як-42

По данным на 15 августа 2009 года было потеряно 8 самолётов типа Як-42.

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
28.06.8242529около Мозыря132/132Упал с высоты 10 000м. Усталостное разрушение механизма перестановки стабилизатора приведшее к потере управления. После этой катастрофы эксплуатация Як-42 была приостановлена почти на 2 года до внесения изменений в конструкцию
198642536Быково0/н.д.учебный полет военного самолета, загорелся в воздухе
14.09.9042351Кольцово4/128рейс Волгоград-Свердловск, ошибка экипажа при заходе на посадку
31.07.92B-2755Нанкин108/126разбился при взлете из-за отказа техники
21.11.9342390около Охрида115/116Рейс Женева-Скопье, врезался в гору в сложных метеоусловиях
17.12.9742334Греция70/70Рейс Одесса-Салоники, ошибка при заходе на второй круг, врезался в гору
25.12.99CU-T1285Венесуэла22/22Выполнял рейс Гавана-Каракас в сложных метеоусловиях
26.05.0342352около Трабзона75/75Рейс Кабул-Бишкек-Трабзон-Сарагоса, врезался в гору при заходе на посадку в тумане. Пассажирами лайнера были испанские военнослужащие, возвращавшиеся из Афганистана

Лётно-технические характеристики Як-42

ХарактеристикаПараметр
Производился1980—2002
Фирма-производительЯковлев
ТипСреднемагистральный, узкофюзеляжный
Длина36,38 м
Высота хвоста9,83 м
Размах крыла34,88 м
Площадь крыла150 м²
Крейсерская скорость0,65 M (810 км/ч)
Дальность полёта2900 км
Высота полёта9700 м
Вес пустого34 500 кг
Взлётный весмаксимальный 57 500 кг
Экипаж2 пилота и 1 инженер
Число пассажиров120
Двигатели3 Прогресс Д-36
Тяга двигателей3×63,74 kН

Материалы по теме "КБ Яковлева":

Категория: КБ Яковлева | Просмотров: 2338 | Теги: як | Рейтинг: 5.0/1