Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Junkers Ju 87 (Юнкерс Ю-87)

Юнкерс Ю-87 (нем. название «штука», рус. прозвище "лаптёжник") (нем. Sturzkampfflugzeug — пикирующий боевой самолёт) — одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны. Конструктор машины — Герман Польман (Hermann Pohlmann). Первый полёт — в 1935 году, боевое применение — в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель, получивший самые высокие награды среди пилотов люфтваффе. Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с пикирования. Ю-87 — один из самых известных символов блицкрига. У советских лётчиков имел прозвища «лаптёжник» (за обтекатели шасси) и «певун» (за включавшуюся на пикировании для психологического эффекта сирену).

Junkers Ju 87 (Юнкерс Ю-87)

Junkers
Junkers Ju87A
Назначение:Пикирующий бомбардировщик 
Первый полёт:1936 
Характеристики
Экипаж:2 чел
Макс. скорость:310 км/ч
Боевой радиус:800 км
Боевой потолок:9430 м
Размеры
Длина:10,8 м
Высота:3,9 м
Размах крыла:13,8 м
Площадь крыла:31,90 м²
Масса
Пустой:2273 кг
Снаряжённый:3324 кг
Силовая установка
Двигатели:Junkers Jumo 210D 
Тяга (мощность):720 

Описание Junkers Ju 87 (Юнкерс Ю-87)

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей, например автоматические воздушные тормоза под обоими полукрыльями для обеспечения вывода самолета из пикирования, даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирены, называемой «Трубы Иерихона», которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха, и производила вой во время пикирования, оказывая психологическое воздействие на врага.

Неубираемые шасси позволяли взлетать с импровизированных аэродромов расположенных близко к линии фронта и быстро оказывать поддержку наступающим немецким силам. Почти 6000 Ju 87 было построено между 1936 и августом 1944 года.

На Junkers Ju 87 (Юнкерс Ю-87) была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф.Нюберт сбил польский истребитель PZL P.11c пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью. Слабое оборонительное вооружение делало её легкой целью для вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы узнали, что превосходство в воздухе должно быть достигнуто прежде, чем могут быть использованы штурмующие самолёты. После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту.

Хорошим примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей будет то, что 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 «Tomahawk».

А самый результативный бой всех времён провел 6 июня 1943 года Александр Константинович Горовец (ст.лейт. 88ИАП). Атакуя большую группу немецких пикировщиков, он на Ла-5 сбил девять Ju 87 и заставил остальных отступить, сбросив бомбы мимо цели. Когда его атаковали четыре FW 190, у него уже закончились боеприпасы, и герой погиб. Данные подтверждены наземными войсками.

В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС, подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на финальных стадиях войны.

Процедура пикирования Junkers Ju 87 (Юнкерс Ю-87)

Находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска воздушных тормозов и сбавления газа он переворачивал самолет на 180 градусов и переходил в пикирование под углом 60—90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка.

Когда самолёт приближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре, обычно, на высоте 450 метров. Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем, отводил бомбу от плоскости вращения воздушного винта, и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g.
Почтовая марка 1943 года с изображением Ю-87 «Штука»
Тимур Фрунзе сбивает Ю-87

Когда нос «Штуки» оказывался выше горизонта, воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под крыльями могли быть использованы на другие цели.

Junkers Ju 87G (Юнкерс Ю-87Г) — истребитель танков

В варианте G Ju 87 получил новую жизнь как охотник за танками (Kanonenvogel). Начал применяться в начале 1943 года на восточном фронте. Вооружён двумя 37 мм пушками BK 37, установленными в гондолах под крыльями. Питание осуществлялось из шестизарядных магазинов снарядами с вольфрамовыми сердечниками. Возможность полёта с невысокой скоростью, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель, который по данным люфтваффе уничтожил с июля 1943 по май 1945 свыше 500 советских танков.

Модификации Junkers Ju 87 (Юнкерс Ю-87)

  • Ju 87A — мог нести одну 500 кг бомбу, но без заднего стрелка и на небольшие расстояния.
  • Ju 87B — мог нести одну 1000 кг бомбу, но без стрелка-радиста и на небольшие расстояния.
  • Ju 87C — морской вариант Ju 87B, предназначеный для действия с авианосца Граф Цеппелин.
  • Ju 87D — мог нести 1800 кг бомбовой нагрузки (1400 кг полубронебойную бомбу), но на небольшие расстояния.
  • Ju 87D-5 — увеличеный до 15.00 м размах крыла, пулемёты MG 17 заменены пушками MG 151/20.
  • Ju 87E — морской вариант Ju 87D.
  • Ju 87G — штурмовик. Вооружался двумя 37 мм пушками BK 37 (12 снарядов на ствол).
  • Ju 87R — Ju 87B увеличенного радиуса действия.
  • Ju 87H — тренировочный вариант, всё оружие демонтированно.
  • Ju 87K — Экспортный вариант.

Видео Junkers Ju 87 (Юнкерс Ю-87)

<<  Сопвич 1½ Страттер

>>  Поликарпов Р-5