Мировая авиация



КБ Антонова
МакДоннел Дуглас
Боинг
КБ Яковлева
КБ Туполева
КБ Ильюшина
Saab AB
Airbus

Heinkel He 111

Heinkel He 111 — немецкий средний бомбардировщик-моноплан, один из основных бомбардировщиков люфтваффе (существовали также модификации торпедоносцев и штурмовиков).

Heinkel He 111
Описание Heinkel He 111
Назначениесредний бомбардировщик
Экипаж, чел.4 (5) чел
Первый полёт
Начало эксплуатации
ПроизводительГермания
Размеры
Длина17,50 (16,60) м
Размах крыльев22,60 м
Высота4,40 (4,00) м
Площадь крыльев87,70 кв.м
Масса
Пустой5845 (8690) кг
Макс. взлётная
Силовая установка
Двигатели2 ПД "Даймлер-Бенц" DB-600CG (2 ПД "Юнкерс" Jumo-211f-2)
Тяга (мощность)2 х 930 л.с. (2 х 1350 л.с.)
Характеристики
Макс. скорость300 (360) км/ч у земли/на высоте 370 (430)км/ч
Крейс. скорость340 (370) км/ч
Боевой радиус?
Дальность полёта1630 (2000) км
Практический потолок7000 (8500) м
Скороподъёмность
Вооружение
Пулеметы
Общий боезапас
Пулеметы крупнокалиберные
Общий боезапас
Пушки1x20mm MGFF (на некоторых модификациях)
Общий боезапас-
Ракетыне предусматривались
Бомбымаксимальная бомбовая нагрузка 1500 кг, нормальная 8 х 100 кг

История

В начале 1930-х годов немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель принял решение построить самый быстрый в мире пассажирский самолёт, что было крайне амбициозной целью, к которой скептически отнеслись как представители немецкого авиапрома, так и новые политические лидеры Германии. Хейнкель доверил проектирование самолёта братьям Гюнтер, новым и недостаточно проверенным для своей компании людям.

Сконструированный самолёт превосходил уже существовавший и бывший прямым конкурентом конструкции Хейнкеля Lockheed 9 Orion. Первый экземпляр вскоре ставшего широко известным Heinkel He 70 «Blitz» (нем. «Молния») взлетел в 1932 году и сразу же начал бить рекорды скорости. В своей обычной версии, рассчитанной на четверых пассажиров, он мог развивать скорость до 320 км/ч, хотя и был оборудован единственным двигателем BMW V1 мощностью всего 600 л. с. Эллиптическая форма крыла, уже применявшаяся братьями Гюнтер при разработке собственного спортивного самолета Bäumer Sausewind до присоединения к фирме Хейнкеля, стала характерной для всех последующих разработок братьев.

Конструкция тут же привлекла внимание люфтваффе, присматривавшей подходящие самолёты с целью приспосабливания их под средние стратегические бомбардировщики.

Будущий He 111 был более мощной двухмоторной версией «Блица», унаследовавшей многие черты предшественника, включая сочетание эллиптического крыла с инвертированным крылом типа «чайка», круглый штурвал небольшого размера и двигатели производства BMW. Из-за расположения двигателей, единственного заметного конструктивного изменения, самолёт получил прозвище «Doppel Blitz» («Двойная молния»).

Использовался люфтваффе накануне и в годы Второй мировой войны. Всего было построено около 7300 He. 111 разных модификаций, что делает этот самолёт вторым по массовости бомбардировщиком Германии во Второй мировой войне.

Модификации Heinkel He 111

He 111 V1 — Прототип бомбардировщика, совершил первый полёт 17 ноября 1934 года. 

He 111 V2 — Пассажирский вариант (май 1935 года) — в бомбовом отсеке были размещены четыре кресла для курящих, а сзади, в фюзеляже, — ещё шесть кресел. В 1936 году был принят на службу в авиакомпанию Lufthansa наряду с пятью вновь построенными машинами под индексом He 111 C-0. 

He 111 V3 — Прототип бомбардировщика. Помимо главного бомбового отсека имел маленькие отсеки для бомб в крыльях. Оборонительное вооружение — три пулемёта MG 15. Усиление вооружения вызвало снижение скорости до 275 км/ч.

He 111 A-0 — 10 машин было построено на базе He 111 V3, две из них использовались для лётных испытаний, но мощность двигателей оказалась недостаточной, и все машины были проданы в Китай.

He 111 C-0 — Построено шесть предсерийных машин, использовались авиакомпанией Lufthansa.

He 111 B-0 — Предсерийный вариант, сходный с He-111 A-0, но с двигателями DB600A.

He 111 B-1 — Серийный вариант, аналогичный B-0, но с двигателями DB600C и оборонительным вооружением из трёх 7,9-мм пулемётов MG 15.

He 111 B-2 — Вариант, аналогичный B-1, но с двигателями DB600CG и дополнительными подкрыльными радиаторами по обеим сторонам моторных гондол.

He 111 D-0 — Предсерийный вариант с двигателями DB600Ga.

He 111 D-1 — Серийный самолёт, построено несколько экземпляров.

He 111 E-0 — Предсерийный вариант аналогичный B-0, но с двигателями Jumo 211A-1.

He 111 E-1 — Серийный вариант с бомбовой нагрузкой, доведённой до 2 т.

He 111 E-3 — Серийный вариант.

He 111 E-4 — Половина двухтонной бомбовой нагрузки размещена на внешних держателях.

He 111 E-5 — Оснащён несколькими внутренними вспомогательными топливными баками.

He 111 F-0 — Предсерийный вариант, аналогичный E-5, но с новым крылом более простой конструкции (с прямой, а не изогнутой кромкой) и двигателями Jumo 211A-3.

He 111 F-1 — Серийный вариант, партия из 24 машин построена для экспорта в Турцию.

He 111 F-4 — Серийный вариант, принят на вооружение люфтваффе.

He 111 G-0 — Предсерийный вариант транспортного самолёта с новым крылом, аналогичным установленному на F-0.

He 111 G-3 — Также известен под индексом V14, оснащался радиальными двигателями BMW 132Dc.

He 111 G-4 — Также известен под индексом V16, оснащался двигателями DB600G.

He 111 G-5 — Четыре машины с двигателями DB600Ga, построенные для экспорта в Турцию.

He 111 J-0 — Предсерийный вариант торпедоносца, аналогичен F-4, но с двигателями DB600CG.

He 111 J-1 — Серийный торпедоносец, построено 90 экз., впоследствии переделанных в бомбардировщики.

He 111 P-0 — Предсерийный вариант, оснащённый новым прямым крылом, новым остеклением носовой кабины, двигателями Db601Aa и нижней гондолой для стрелка.

He 111 P-1 — Серийный вариант, вооружённый тремя 7,9-мм пулемётами MG 15.

He 111 P-2 — Радиостанция FuG III заменена на FuG 10.

He 111 P-3 — Учебный самолёт со сдвоенным управлением.

He 111 P-4 — Оснащён дополнительным бронированием, тремя дополнительными пулемётами MG 15 и креплениями для двух внешних бомбодержателей.

He 111 P-6 — Оснащён двигателями DB 601N.

He 111 P-6/R2 — Повреждённые самолёты, переделанные в конце войны в буксировщики планеров.

He 111 H-0 — Предсерийный вариант аналогичный P-2, но с двигателями Jumo 211.

He 111 H-1 — Серийный вариант.

He 111 H-3 — Аналогичный P-4, но с двигателями Jumo 211A-3.

He 111 H-4 — Оснащён двигателями Jumo 211D (в ходе производства заменены на Jumo 211F) и двумя внешними бомбодержателями.

He 111 H-5 — Аналогичный H-4, но всё бомбовое вооружение размещалось внутри фюзеляжа, был увеличен запас топлива.

He 111 H-6 — Торпедоносец, мог нести две торпеды LT F5b на внешней подвеске, оснащён двигателями Jumo 211F-1, вооружён шестью пулемётами MG 15 и одной 20-мм пушкой MG/FF в передней гондоле.

He 111 H-8 — Аналогичный H-3 или H-5, но с приспособлением для перерезания тросов аэростатов заграждения.

He 111 H-8/R2 — H-8, переделанные в буксировщики планеров, антиаэростатные прспособления сняты.

He 111 H-10 — Аналогичный H-6, но с 20-мм пушкой MG FF в подфюзеляжной гондоле, оснащённый приспособлением Kuto-Nase для перерезания тросов аэростатов заграждения.

He 111 H-11 — Полностью закрытая кабина хвостового стрелка, усилены оборонительное вооружение и бронезащита.

He 111 H-11/R1 — Аналогичный H-11, но с двумя спаренными пулемётными установками по бортам.

He 111 H-11/R2 — Аналогичный H-11, но переделанный в буксировщик планеров.

He 111 H-12 — Вариант, приспособленный для запуска противокорабельных радиоуправляемых ракет Hs 293A и оснащённый радиопередатчиком FuG 203b Kehl, снята подфюзеляжная гондола.

He 111 H-14 — Корректировщик, оснащённый радиостанциями FuG Samos и FuG 351 Korfu.

He 111 H-15 — Торпедоносец.

He 111 H-16 — Оснащён двигателями Jumo 211F-2 и усиленным оборонительным вооружением (13-мм пулемёты MG 131, спаренные 7,9-мм пулемёты MG 81Z и одна 20-мм пушка MG/FF.

He 111 H-16/R1 — Аналогичен H-16, но с 13-мм пулемётом MG131 в дистанционно управляемой хвостовой установке.

He 111 H-16/R2 — Аналогичен H-16, но переделан в буксировщик планеров.

He 111 H-16/R3 — Аналогичен H-16, но превращён в корректировщик.

He 111 H-18 — Основан на варианте H-16/R3, служил ночным корректировщиком.

He 111 H-20 — Оборонительное вооружение как у H-16, но некоторые самолёты оснащены дистанционно управляемой хвостовой установкой.

He 111 H-20/R1 — Приспособлен для траспортировки 16 парашютистов, оборудован десантным люком.

He 111 H-20/R2 — Транспортный самолёт и буксировщик планеров.

He 111 H-20/R3 — Ночной бомбардировщик.

He 111 H-20/R4 — Нёс до 20 (двадцати) 50-килограммовых бомб.

He 111 H-21 — Основан на варианте H-20/R3, но оснащён двигателями Jumo 213E-1.

He 111 H-22 — Переклассифицированные и переоборудованные H-6, H-16 и H-21, приспособленные для запуска ракет «Фау-1» с воздуха.

He 111 H-23 — Основан на варианте H-20/R1, но оснащён двигателями Jumo 213A-1.

He 111 R — Проект высотного бомбардировщика.

He 111 Z-1 — Два самолёта He-111, соединённых друг с другом пятым двигателем — использовался в качестве буксировщика тяжёлого планера — Me 321.

He 111 Z-2 — Проект дальнего бомбардировщика, основанный на варианте Z-1.

He 111 Z-3 — Проект дальнего разведчика, основанный на варианте Z-1.

Самый известный бомбовый удар Хе 111 на Восточном фронте

В ночь на 22 июня 1944 года, ровно через три года после начала ВОВ, группировка уже устаревших к тому времени Хе 111 в составе 180 самолётов из 4-й, 27-й, 53-й и 55-й эскадр люфтваффе нанесла удар по Полтавскому аэроузлу, где приземлялись и заправлялись американские «летающие крепости», делавшие челночные рейсы из Англии и Италии в СССР и обратно.

Было сброшено более ста тонн бомб, на земле уничтожены: 41 бомбардировщик B-17, один истребитель «Лайтнинг» P-38, 2 транспортных С-47 и 15 различных советских самолётов. Потерь немецкие бомбардировщики не имели.

Heinkel He 111

<<  Авро Ланкастер

>>  де Хэвиленд Тайгер Мот